Но помимо молодого рыжего, который только еще ищет свой оригинальный образ и стремится добиться более видного положения на арене, и старого клоуна, мало-помалу теряющего последние иллюзии славы, среди коверных встречается еще один тип артиста - это комик среднего таланта, который добросовестно трудится на арене; такой артист не хватает звезд с неба и не способен выдумать пороха, он с грехом пополам исполняет свою роль, изо всех сил стараясь содействовать успеху представления; и на его долю тоже выпадают редкие минуты удачи.
Фидель-Фидель был рыжим, когда труппа акробатов, душой которой он был, распалась. Несколько лет артист занимал завидное положение в цирке Медрано. Это был небольшого роста толстенький человек с круглой и веселой физиономией, с красным пятном на кончике носа, со слегка опущенными углами рта. Он носил костюм в клетку и в полоску, на голове у него красовалась небольшая шапочка, на его кружевном жабо был вышит велосипед. Артист появлялся на арене и подпрыгивающей походкой направлялся прямо вперед, удерживая на голове в состоянии равновесия узкую доску в несколько метров длиной. Пройдя арену по ее диаметру, он, казалось, готов был исчезнуть за кулисами. Но внезапно артист поворачивался вокруг собственной оси. Доска по-прежнему удерживалась у него на голове. Тогда режиссер арены обращался к нему: - Что вы тут делаете? - Я? - Да, вы? - Ничего не делаю. Фидель поворачивался спиной к режиссеру и продолжал шагать по арене. - Убирайтесь отсюда прочь!- выходил из себя режиссер. - Вы это мне говорите? - Да. Артист снова поворачивался на каблуках, удерживая доску на голове. Разъяренный режиссер арены устремлялся за ним в погоню. Флегматичный рыжий продолжал мерять шагами арену, то и дело поворачивался вокруг собственной оси, но доска, лежащая у него на голове, не сдвигалась ни на волос; подобно игле компаса, она сохраняла неподвижность. Это было необыкновенно смешно, и публика веселилась от всего сердца. Иногда Фидель-Фидель стремительно выбегал на арену и готовился совершить прыжок. Но в последнее мгновение он спотыкался и застывал на месте с таким видом, будто у него что-то заболело. К нему подбегал режиссер арены. - Что с вами? - спрашивал он артиста. - Ой, колено!.. - Что? Колено? - Да! Колено! - Что случилось с вашим коленом? - Оно не сгибается! - Ну, это пустяки. - Вы полагаете, что это пустяки? - Ну конечно. Ваше колено просто разленилось. У вас онемела нога. Заснула нога, понимаете? - А, заснула нога? - Вот именно. Тогда Фидель-Фидель доставал из кармана будильник, осведомлялся, который час, заводил будильник и, когда тот начинал звонить, подносил его к своему колену. Затем он выпрямлялся, выполнял сальто-мортале и удалялся с арены. |