Ром, чья игра отличалась бесспорным вкусом, держал себя очень скромно. Он ничем не походил на актеров-ремесленников, выступающих на аренах провинциальных цирков. Ром исполнял главную роль - раба, но держался, как все другие клоуны, отнюдь не чувствуя себя героем фарса, который, собственно говоря, и был написан и поставлен ради него.
Порто, исполнявший роль римского оратора, высмеивал людей, которые драпируются в тогу полководцев: - Солдаты! Маршируйте. Всегда вперед. Ни шагу назад. Вперед за императора! За императрицу! За жареный картофель! За нищих на паперти! За все что угодно! Идите в бой! Я восхищаюсь вами. Но, что касается меня, то я остаюсь здесь. Никто сразу не обратил внимания на то, что обозрение «Ром в Риме» было новым явлением в развитии клоунады. Действительно, этот фарс отличался от обычной пантомимы своим ярко выраженным шутовским характером. Своеобразие этого обозрения, его успех у публики побудили дирекцию цирка продолжать поиски в этом же направлении. В 1938 году Медрано поставил у себя в цирке новый фарс, также написанный Рекордье, он назывался «Похищение женщины с бородой». В это время Ром и Манетти находились в Голландии. Тем не менее представление прошло с успехом. То был еще более забавный фарс, чем «Ром в Риме», в нем было немало реалистических сцен, отличавшихся необычайной поэтичностью. В качестве примера можно привести эпизод приезда цирка Рекордье и его выступление. Через год Ром выступил в цирке Медрано в новом обозрении - «Сын Буффало Билля». В отличие от названных выше обозрений, буффонада играла в нем подчиненную роль, на первое место выдвигались приключения. То был сценарий из жизни ковбоев. Талант Рома сказывался в любом, самом незначительном эпизоде; артист создавал образ щеголя, ему удалось придать сценам местный колорит и своеобразие, то есть сделать то, что не удалось сделать ни Порто, ни другим клоунам труппы, загримированным под краснокожих, королей прерии, или выступавших в одежде официантов и пастухов. В сентябре 1939 года Ром и Манетти выступали в Голландии в цирке Страссбургера; тут их и застала война. Через несколько дней после начала военных действий дирекция цирка решила возобновить представления. Ром между тем проводил в^емя на рыбной ловле; как известно, это любимое занятие клоунов во время гастролей. Он вспомнил о Манетти лишь тогда, когда было решено возобновить работу цирка. И тогда выяснилось, что его партнер спешно отбыл во Францию. Рому пришлось выйти на арену вместе с Пипо Сосманом, которого Страссбургер вызвал по телефону из Брюсселя. У деда Пипо Сосмана, Филиппа Сосмана, дрессировщика лошадей, было восемь сыновей и четыре дочери: все они были наездниками или дрессировщиками животных и составляли вместе ядро труппы артистов цирка Сосмана. |