Французский комик со своим ярко выраженным национальным характером не смог противостоять натиску иностранных комиков. Французский буффон, ведущий свое происхождение от шутов и фигляров ярмарочных балаганов, исчез с манежа. Английский клоун, который все больше и больше утрачивал свою важную роль в рождественских пантомимах, эмигрировал на континент и наводнил французские цирки. Успех, сопутствовавший ему, породил множество подражателей, и среди них немало ремесленников. Вот почему до нас дошли лишь отдельные имена выдающихся клоунов, ставших почти легендарными.
Томас Кемп, первый клоун в полном смысле этого слова, выступавший в цирке Олимпик, родился в 1819 году. Этот чисто английский клоун был необыкновенно веселым, живым и проворным. Однако он поначалу был встречен во Франции весьма холодно. Кемп сопровождал свои выступления различными трюками собственного изобретения, которые нравились публике. А тем временем Виктор Франкони давал возможность передохнуть своим дрессированным лошадям. Кемп выходил на арену, удерживая на подбородке стремительно вертевшийся волчок; он подбрасывал в воздух павлинье перо и, подставляя нос, ловил это перо и удерживал его в равновесии. Все эти упражнения требовали немалого мастерства. Одет он был в многоцветное трико, плотно облегавшее тело. Нарумяненные щеки, голова, увенчанная париком ярко-красного цвета с прямой коротенькой косичкой, делала Кемпа похожим на флорентинского Стентерелло. Кемп вел весьма забавные речи и выказывал большую силу и ловкость в акробатических упражнениях. Он сумел занять видное место среди комиков и утвердил манеру английского клоуна на арене французского цирка; однако бурный образ жизни рано оборвал его блистательную карьеру. Кемп умер в убежище для умалишенных в возрасте 36 лет 18 сентября 1855 года. Преемнику Кемна Джемсу Клементу Босуэллу удалось окончательно победить недоброжелательство французской публики, которая с трудом привыкала к сдержанной мимике и трагической маске английских клоунов. Босуэлл был не только клоуном, но и дрессировщиком собак и обезьян. Едва появившись на арене французского цирка, он уже заслужил похвальные отзывы иллюстрированных газет и журналов. В противоположность своему предшественнику он встретил у публики самый теплый прием. В обзоре фактов и событий, которые приковали к себе внимание парижан в 1857 году, мы находим одновременно: упоминание о новой постановке «Тартюфа», о появлении романа «Госпожа Бовари» и восхитительный шарж, принадлежащий Брассеру,-на клоуна Босуэлл а. Жюль Кларети в своей статье, посвященной памяти Ориоля, утверждает, что никто никогда не сможет заменить Босуэлла на арене цирка. «Этот нелепый человек с лицом, вымазанным мукой и раскрашенным, как у дикаря, шутил так мрачно, что у каждого, кто постигал истинный смысл его слов, по спине пробегали мурашки. В этом клоуне было что-то неизъяснимо жуткое. Его дребезжащий смех напоминал звук надтреснутого колокола. |