Введенный Футтитом обычай, при котором клоун играл решающую роль в содружестве «клоун-рыжий», долгие годы сохранялся во всех остальных парах комиков цирка. Аверино обращался с Антонио так же, как Футтит с Шоколадом. Он платил ему, но очень скудно. И это вошло в привычку. Клоун по своему усмотрению, с согласия директора цирка, приглашал рыжего, который ему подходил. Он подбирал его по собственному вкусу и на тех условиях, которые казались ему приемлемыми. Чаще всего партнер клоуна - это молодой начинающий рыжий, стремящийся к карьере великого артиста; он идет на все в надежде на выгодные контракты в будущем. Он рассчитывает когда-нибудь стать клоуном. Ничего не поделаешь, думает он, надо пройти через ремесло рыжего. Положение клоуна дает артисту право старшинства.
В любой профессии роль ученика, подмастерья несколько напоминает положение слуги, а порою неотделима от него. Рыжий в цирке не является исключением, и услуги, которые он оказывает клоуну, часто не ограничиваются пределами арены. Как мы видели, Тони-Грэс пригласил Шоколада за один франк в день, он отказался от услуг партнера, потому что тот облил соусом от жаркого праздничное платье г-жи Тони-Грэс. Футтит удвоил содержание Шоколада, чтобы сделать из него козла отпущения: правда, на сей раз это ограничивалось только часами выступлений. Чтобы овладеть секретами ремесла, Дарио-рыжий соглашался получать в бродячем цирке литр молока, немного картофеля и одно су в день. Можно привести и другие примеры. Только прирожденные рыжие, мастера арены быстро освобождались от рабской зависимости, которую проклинают, но продолжают сносить почти все их собратья, ибо клоун долгое время был неограниченным господином рыжего. В 1910 году Леандр, пригласив на роль рыжего Барио (Манрико Мески), заставил того подписать составленный по всей форме контракт, по которому Барио обязывался не выступать ни с каким другим клоуном в течение двух лет. Это, пожалуй, единственный пример, но такого рода контракт совершенно в духе того времени. И хотя контракт этот юридически не имел никакого значения, ибо, к счастью, он не был рсвящен цирковой традицией, тем не менее Барио неуклонно придерживался его, ибо полагал, что его коллеги по цирку - клоуны - могут объявить ему бойкот. Чтобы как можно меньше платить рыжему, клоун охотно ссылается на большие расходы, связанные с постановкой номера. |