В бродячих цирках, разъезжающих по провинции, и поныне ведущую роль играет клоун, говорящий на местном наречии. На аренах цирков больших городов его звезда уже закатилась. Клоун, популярный во Франции, выступая за границей, вызывает к себе интерес, основанный главным образом на любопытстве. Так, например, Мигие, датские клоуны, пользующиеся громкой репутацией у себя на родине, в Париже почти не привлекают к себе внимания публики, несмотря на широковещательную рекламу. Гастролируя в прибалтийских странах, Ром и Манетти без конца разыгрывали одно и то же антре «Разбитое зеркало», потому что это антре идет почти без слов, весь диалог сводится к нескольким фразам. Артистам пришлось возвратиться к пантомиме и несколько месяцев подряд разыгрывать один и тот же скетч, который, естественно, ограничивал их возможности. Короче говоря, клоунам удается в полной мере выказывать свои артистические способности лишь при благоприятных для них условиях.

Таким образом, если все остальные артисты цирка могут с полным правом именовать себя артистами международного диапазона, «международными звездами», то клоунам не так просто совершать кругосветные путешествия. Клоуны, говорящие на романских языках, по необходимости выступают за пределами Европы, главным образом в государствах Южной Америки; английские клоуны гастролируют в странах, где говорят на английском языке, немецкие клоуны - в странах, где господствует немецкий язык. Существуют, конечно, и отдельные исключения, но, как и все исключения, они только подтверждают общее правило.

Клоуны немало, блуждают, немало ищут, пока им удается обрести свое сценическое лицо, свой стиль, нужную атмосферу, верные ситуации; они много пробуют, пока находят почву, благоприятную для расцвета их таланта. Некоторые так и не находят этой почвы. Наиболее способные быстрее обретают ее. И тогда они становятся общепризнанными любимцами, их на все лады прославляют журналисты, им льстят, их балуют. Со свойственным им даром наблюдательности и способностью к имитации они воспроизводят и высмеивают недостатки и слабости окружающего их мира, который и в самом деле достоин осмеяния. Когда такие прославленные клоуны возвращаются из заграничной поездки, об их приезде сообщают как о важном событии; на небесно-голубой афише, возвещающей о начале нового сезона в цирке, имена этих артистов украшают звездочками .

Величие и упадок клоунов... Раньше об этом можно было говорить как о мимолетном состоянии циркового искусства, находящегося в постоянном движении. Теперь же это - хроническое состояние, определяемое репертуаром клоунады...

В наши дни признание, которое встречают клоуны, уже не так огорчает их собратьев по цирку - акробатов. Акробатическое искусство шествует по прямой дороге. Успех акробата прямо зависит от его мастерства, от качества его упражнений.