Между тем клоуны хорошо поняли, что заслужить одобрение публики легче, чем сохранить его. Во время циркового представления - с самого начала, когда на арену выбегает группа клоунов, возвещая первый номер представления, и до самого конца, когда последний раз раздаются звуки оркестра,-на арене ни на минуту не прекращается упорное соперничество цирковых артистов различных жанров; и клоуны заметили, что акробаты, которые все более совершенствуют свои номера, стремятся мало-помалу похитить у них то место, которое они столь ревниво охраняют, надеясь навсегда остаться лучшим украшением циркового представления.
Все новые претенденты на звание цирковых звезд теснятся у барьера арены, они угрожают оттеснить клоунов с ковра и вернуть их к былой безвестности. Неповторимые в своей оригинальности номера заставляют бледнеть убеленных сединами клоунов. Комические упражнения на трапеции, которые проделывал Шарло Ривелс, доказывают, что клоун не может претендовать на монопольное владение секретами смеха. Музыкальная комедия, поставленная артистами Честерфильд, далеко оставила за собой обычные комические антре, превзошла их своей фантазией. Тщетно клоуны пытаются понять причины удачи своих соперников. Традиция, привычки, укоренившиеся приемы и методы давно уже мешают им глубоко разобраться в процессах, происходящих в современном цирке. Клоун всегда отличался непосредственностью, он с трудом подчинялся какой бы то ни было дисциплине. Он привык, словно волшебник, рождать смех и считал, что ему все позволено. Он наряжался в одежды вельможи, а позднее - в лохмотья нищего. Он чувствовал себя ответственным за комические проделки и шутки лишь перед самим собой и перед публикой. Ничто не мешало клоуну, когда он чувствовал, что успех изменяет ему, возвратиться вспять и идти по другой дороге. Он мог по собственному желанию изменять репертуар клоунады и обновлять стиль представления. Он никому не обязан был отчетом; он сам был и автором, и артистом, и постановщиком, и костюмером. Он пользовался столь беспредельной свободой, что уже не знал, что с нею делать. Ныне он чувствует, что неплохо бы возвратиться к дисциплине. Клоуны, изменившие универсальному характеру циркового искусства, должны реабилитировать себя. Ведь они могут стать для цирка тем, чем цирк является для зрителей: синтезом всех видов циркового искусства, в которых участвуют тело и ум. Поучителен пример некоторых артистов молодого поколения, таких, как Ром и Заватта; вот уже десять лет они выступают как представители различных жанров - как наездники, музыканты, буффоны и акробаты; их антре можно сравнить с разноцветным ковром, в который вплетены все нити циркового искусства. Подобная попытка представляет собой реакцию, с одной стороны, против разговорной клоунады и с другой стороны -против комедии, построенной на использовании различных аксессуаров. Не случайно, что ее предпринимают прежде всего рыжие, игре которых более свойствен динамизм, чем игре клоуна, стесненного своим великолепным костюмом; боясь замарать роскошное одеяние, клоун больше не кувыркается на арене и становится день ото дня все статичнее. Теперь он довольствуется тем, что производит впечатление своей импозантностью. Его роль становится все более декоративной, в нем с каждым днем остается все меньше черт от артиста, он все больше сближается со шпрехшталмейстером. В конце концов клоун превратится в статиста. |