Но так было не всегда. Когда во Франции не существовало свободы слова, артисты, выступавшие в балаганах и на театральных подмостках, не чуждались политических намеков Шуточки, характерные для итальянской комедии масок, перекочевавшие позднее в цирковые антре, долгое время доставляли огромное удовольствие зевакам, привлеченным фиглярами, которые выступали на городских площадях.

Мадемуазель Флора, актриса театра Варьете в годы Первой империи, пишет в своих мемуарах, что в период старого режима власти рассматривали балаганные представления как характерный признак, отличавший большие театры от ярмарочных театров, к которым были приравнены и театры малых форм, располагавшиеся на парижских бульварах.

«Хорошо ли, что балаганные представления впоследствии запретили?- спрашивает мадемуазель Флора.- Я не касаюсь политической стороны этого вопроса, но одно бесспорно: зрители лишились весьма забавного зрелища».

Все дело именно в этом . Балаганные представления артистов труппы (дававшаяся вслед за этим пьеса не представляла большого интереса) привлекали множество зрителей, особенно людей неимущих и обездоленных. Комедианты, нередко зараженные вольнодумством, могли без особой боязни сеять семена если не революционных, то, во всяком случае, либеральных идей, а это никак не устраивало правителей Империи. Выступая с импровизированными речами, балаганные артисты иногда из чистой погони за успехом нащупывали пульс общественного мнения, льстили зрителям и порою направляли их не на стезю послушания, а на путь, совсем нежелательный властям предержащим. И полиция не дремала.

В начале XIX века на подмостках театров, расположенных на бульваре Тампль, выступали знаменитые артисты Бобеш и Галимафре. Первый из них пользовался колоссальной известностью. Его успех был нередко связан со смелыми речами артиста и лукавыми намеками, которые навлекали на него преследования властей.

После закрытия балаганов и введения театральной цензуры дух фрондерства и либерализма перекочевал в народную песню. Веранже предвосхищает Гюстава Надо и шансонье конца XIX столетия.

Однако артистам театров канатных плясунов не всегда разрешалось разговаривать на сцене. Когда Бертран, директор театра Фюнамбюль, вздумал было обогатить текстом роли мимов своей труппы, он был тут же призван к порядку властями по жалобе его конкурентки, г-жи Саки из Театра акробатов; власти предложили Бертрану немедленно снять с репертуара спектакль, пригрозив в противном случае закрыть театр.

В 1818 году директору этого театра приходилось проявлять огромную настойчивость и ловкость, чтобы получить разрешение поставить какой-нибудь небольшой водевиль с участием трех актеров. Перед началом представления артисты, один за другим, должны были пройтись по натянутой проволоке и подтвердить, таким образом, что они участвуют в зрелище, которое представляют акробаты, или, вернее сказать, канатные плясуны.