Даже наименее забавный клоун всегда выйдет из затруднительного положения, если он хоть немного музыкант. Он побеждает равнодушие публики, если, покидая арену, исполняет какую-нибудь музыкальную фантазию на любом варварском инструменте собственного изобретения. Этим он вызывает интерес к номеру, который, возможно, того и не заслуживает. Хорошие клоуны часто сносные музыканты. Кай-роли и его сыновья были настоящими мастерами. Антонэ играл на скрипке. Дарио Мески был одаренным аккордеонистом. Братья Фрателлийй исполняли несколько довольно удачных музыкальных антре. Рико (Бриаторе) прекрасно играл на гитаре и пел. А основой номера Грока также была музыка.

Мы уже упоминали о братьях Прайс, клоунах-акробатах и музыкальных клоунах. Трудно сказать со всей определенностью, были ли они первыми, кто превратил музыкальный инструмент из аксессуара в основу номера. Однако можно почти с полной уверенностью утверждать, что именно они начинают собой ряд тех известных клоунов, которых следует считать самыми оригинальными из музыкальных клоунов.

У нас нет никакой возможности подробно рассмотреть творчество многочисленных дуэтов и трио музыкальных клоунов. Некоторые из них исполняли свои музыкальные номера совершенно серьезно и только изредка вызывали у публики смех. Других сближает с музыкальными клоунами только то обстоятельство, что они пользуются одинаковыми «орудиями труда». Они составляют неисчислимую когорту музыкальных эксцентриков, среди них-известные уже нам Брик, Кайроли и его жена, таковы в наши дни Манетти и Вилли Дарио. Некоторые артисты выступали с музыкальными номерами, исполняя параллельно номера комической клоунады. Например, клоуны Крешендо и Форест выступали также под именем братьев Форест как музы кальные клоуны; они перемежали музыкальные номера на гита ре, мандолине, скрипке, концертино, колокольчиках с жонгли рованием шляпами, мячами и веерами.

Мы ограничимся только тем, что упомянем здесь некоторых музыкальных клоунов, не определяя ни степень их известности, ни масштабы их дарования. В цирковых программах за последние полвека фигурируют имена братьев Аларис, братьев Байрон, братьев Шантрель (или Шантерель), выступавших в костюмах цвета американского флага. Известны также Френч, Желино Броз, трио Голуэйс (Мак, Адольф и женщина-клоун), Хиккинс, которые сопровождали свои музыкальные номера уморительными ужимками; Джи-Броз, Джо Уильям, исполнявший свой номер на колокольчиках; Рудольф Крб, Ложье, Бильбокэ, Мишель, который участвовал в номерах Беби и Деспара-Плежа; Новелл-Броз, Олого, именовавший себя королем монохорда (одной струны) и королем глупцов, этот феноменальный артист играл на флейте с помощью носа; квартет Орак (среди них также была женщина); братья Перманес и Мьоски, оспаривавшие друг у друга честь считаться создателями дуэта «Соловьи»; английские клоуны Филипп-Броз; Пиндер-Броз - артисты, которые дали цирку несколько поколений клоунов (первое поколение - Артур Пиндер и Ольман, второе поколение -Джордж и Герберт ГГиндер. сын Артура); братья Занфретта.