Кроме Кемпа, Восуэлла, Уила можно назвать еще Кэндлера, который играл особенно заметную роль в цирке Франкони. Вместе со своим партнером Ларисти он работал с шестом.

Кэндлер оставил затем карьеру клоуна и возвратился в Англию, где возглавил контору по перевозке пассажиров и грузов. Ларисти, приглашенный на гастроли в Америку, погиб во время кораблекрушения по пути в Новый Орлеан.

Английские клоуны оставили немало доказательств своего таланта, и отклики на их успешное соперничество с конкурентами можно встретить в цирковой хронике того времени. А многих их сотоварищей по профессии мы знаем только понаслышке; артистическая деятельность Эдварда, Сильвестра, Лероя, Уайтона, Франка, Клода Гонтара, Готье, Франсуа осталась безвестной. Одни из них перечислены в списке клоунов, приведенном Эдмоном де Манном в его работе о цирке Франкони; другие порою упоминаются, но так бегло, что толком не понять, чем именно они отличаются от остальных.

А ведь некоторые клоуны, такие, как Чедвик, играли видную роль в цирке. Чедвик родился в 1838 году, в 1863 году он дебютировал в Зимнем и Летнем цирках, где много раз участвовал вместе с Прайсом-младшим, Альфано, Лероем, Монтеро-отцом и Анри в различных интермедиях. То, что нам известно о поведении Чедвика на арене, позволяет предполагать, что он выполнял роль, напоминающую роль современного коверного клоуна. Он без дела суетился на манеже, чтобы позабавить зрителей. Это ему принадлежит словечко «мьюзика», которое он адресовал дирижеру оркестра после каждой из своих шуточек. Впоследствии Чедвик сделался режиссером в Новом цирке; он пробыл в этой должности со дня открытия цирка и вплоть до самой своей смерти (1889).

Названным выше клоунам можно противопоставить разве только Адольфа Монтеро, менее известного, чем они, но интересного тем, что он был клоуном, можно сказать, «романского» направления, для которого характерны ловкость в акробатических упражнениях и тонкое исполнение буффонады.


Адольф Монтеро родился 11 апреля 1819 года в Бордо. Он еще очень молодым поступил в цирк Олимпик и участвовал в пантомиме «Жоко, или Бразильская обезьяна», которая в свое время сделала обезьян настолько популярными, что и во Франции и в Англии долгое время бытовало выражение «обезьянничать», до сих пор сохранившееся в языке. О самом Монтеро нам очень мало известно. В сценке «Брадобрей» он играл вместе с Лероем. В русских цирках сценка«Брадобрей» называлась «Парикмахерская». Белый клоун брил огромной бритвой своих партнеров, предварительно намылив их мыльной пеной с помощью малярной кисти, привязывал их к стулу и т. д. Умер Монтеро 24 июня 1888 года в Отейле.

Его сын, Эжен-Станислав Монтеро, родившийся в Париже 2 мая 1849 года, был истинно парижским клоуном, напоминавшим по характеру Гавроша. По словам Перродиля, то был весельчак из предйестья Сен Мартен. Вместе со своими партнерами - Верреком, в то время еще новичком в цирке, и Лероем - он придумал следующий номер. Два клоуна выносили на арену большой ящик, напоминавший те, в которых в парижских парках продавались вафли; Монтеро вскакивал на крышку и вихрем крутился вокруг своей оси с быстротой шарика, вертящегося в рулетке. Да, на это стоило посмотреть!

Страницы: 1 2 3 4 5 6