который оттенял бы создаваемый им образ добродушного клоуна. Выступая в пантомиме с диалогом, они не могли достичь длительного контакта, который превращает подобную пантомиму в комедийную сцену. Лишь от случая к случаю, разыгрывая музыкальную пантомиму или жанровые сценки, артисты доказывали, что они способны соперничать со своими выдающимися коллегами; так было, например, когда они представляли с непередаваемым юмором переработанную ими сцену «Соловьи», в которой Уолтер выступал в роли девицы легкого поведения, сводящей с ума щегольски одетого старичка - Илеса. К числу их удач можно отнести также антре «Солдат». Маленький Уолтер выступал в нем в роли карикатурно наряженного пехотинца, который не без успеха ухаживал за дамой весьма почтенного возраста: образ этой достойной матроны создавал Илес.


Чарли Илес, чья исполнительская манера отличалась тонкостью, мягкостью и убедительностью, с трудом добивался от своего партнера, чтобы тот думал не только об эффекте, который производит сам, но и старался своей лукавой игрой способствовать их совместному успеху.

Маленький Уолтер то проявлял необыкновенную пылкость, то приводил в отчаяние своей непонятной медлительностью; в одно и то же время он создавал номер и сразу же его разрушал; ему нравилось вести себя на арене так, словно он был режиссером. Он стремился навязать свою волю партнеру. Человек увлекающийся, он становился порой жертвой своего бездумного стремления к экстравагантным выходкам. Он постоянно возвращался к иллюзорным попыткам возродить свой былой талант, угасавший с каждым днем. В этих случаях Уолтер совершенно не заботился об успехе номера, в котором участвовал, вступал в пререкания с режиссером и словно забывал о существовании клоуна. Его интересовало лишь одно - собственные шутовские проделки, и он ставил в смешное положение своего партнера, который в силу освященного традицией разделения труда призван был ограничивать проказы рыжего.

В такие дни Маленький Уолтер вел себя на арене гордо и надменно, причем трудно было сказать, чем вызывалось подобное поведение. Он не считался ни с какими условностями и почти не замечал клоуна. С высокомерным видом победителя он покидал арену. Его длинная клетчатая визитка с низким вырезом открывала взору ослепительную манишку, сверкавшую, как эмаль, на голове его красовалась серая полукруглая шляпа, трость он держал на плече, как ружье; многозначительно подмигивая зрителям, Маленький Уолтер удалялся за кулисы, предоставляя Илесу раскланиваться перед публикой. Ему, Уолтеру, было достаточно сознания того, что он -король арены.

Положение Илеса в этой паре-был о настолько неблагодарным, что он не мог слишком долго с ним мириться.

В самом деле, покорно терпеть, чтобы рыжий до такой степени не считался с клоуном, ставил его в смешное положение или приносил в жертву интересам собственной роли,- на это Илес не мог согласиться. Никогда еще в истории цирка не было такого случая, чтобы по воле рыжего клоун был низведен до подчиненного положения. Порой одаренные комики, вроде Грока, выступали с партнером, игравшим на арене второстепенную роль, но никогда такой партнер не был клоуном. Младшие партнеры эксцентриков, выступавших в мюзик-холле, соглашались на роль статистов при знаменитости; но клоун никогда на это не пойдет!

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7