Но если Илес не желал покорно подчиняться Маленькому Уолтеру, как подчинялся Эмиль Луайяль, то он должен был вступать с ним в соперничество на арене. Такое соперничество было по силам Илесу. Ведь Маленький Уолтер отнюдь не всегда был непобедим; для того чтобы заставить его более трезво оценивать собственные возможности, следовало метко парировать его удары, встречать его неожиданные реплики не менее неожиданными репликами. Тогда бы Уолтер, в свою очередь, смутился, ибо в ту пору он далеко не всегда бывал в ударе.

Если в некоторых антре, например «Инструменты», где рыжий выходит на арену, увешанный различными музыкальными инструментами (и когда режиссер отбирает у артиста один инструмент, он продолжает играть на другом), Маленький Уолтер сверкал остроумием и неожиданными находками, заслуживавшими того, чтобы их впоследствии повторяли, то было немало и таких сценок, в которых Илес, обладай он качествами великого клоуна, мог бы, в свою очередь, придумать какой-нибудь ловкий прием и посрамить своего партнера. Но, увы, приходится признать, что Илесу недоставало находчивости и способности к мгновенной реакции, которые составляют силу истинного комедийного артиста. Он был тяжелодум, его трудно было расшевелить.

Находчивость Маленького Уолтера не имела границ. Его неожиданные выходки порою можно было превратить в комедийные сценки, а если бы удалось перевести их в диалог, это сделало бы их более значительными и доходчивыми. Однако Илес целиком полагался на своего партнера.

Рядом с Маленьким Уолтером Илесу особенно недоставало непосредственности. Быстрая, почти автоматическая реакция не всегда свидетельствует об одаренности актера, но она чаще всего гарантирует успех на арене цирка; Илес не обладал этим качеством и оставлял без ответа самые забавные реплики своего партнера. Не получая отклика, они словно повисали в воздухе. Уолтер негодовал, что ему приходится иметь дело с клоуном, который не в силах отойти от традиционных приемов игры. Больше того, не способный следовать за своим партнером, Илес придавал всему представлению громоздкость; не обладая достаточным воображением, он упрямо сворачивал на проторенный путь банальности. Стремительный и непосредственный, Маленький Уолтер упрекал Илеса в том, что тот недостаточно «клоун», слишком много рассуждает, убивая в себе тем самым способность к действию, что игра его слишком обдуманна. Задетый за живое, клоун жаловался на эгоцентризм Маленького Уолтера. И каждый оставался при своем мнении.

Порою, когда споры между партнерами принимали особенно ожесточенный характер, они стремительно вылетали на арену, так и не договорившись, и под видом шутливой перебранки продолжали обмениваться взаимными упреками. Язвительные реплики сменяли друг друга: было понятно, что они имеют лишь самое отдаленное отношение к комической сцене, указанной в программе, но поначалу их можно было принять за импровизацию, придуманную клоунами в последнюю минуту. Обмен «любезностями» становился все яростнее. Полный сарказма, Маленький Уолтер высказывал по адресу Илеса резкие критические суждения. Тот не оставался в долгу и умолкал, лишь высказав все, что у него накопилось на душе. По мере того как ссора партнеров под влиянием гнева все усиливалась, она разрушала рамки комического представления, и публика начинала понимать, что не все благополучно в мире цирка и что -помимо залитой ярким светом арены существуют и тени кулис.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7