Порой все происходит еще проще. Достаточно нескольких слов, чтобы воссоздать нужную обстановку.
- Мы находимся в «Кафе посланников». Столик и сифон на хрупкой подставке дополняют иллюзию. В этом отношении клоун не пошел дальше примитивного театра. И это очень хорошо, ибо искусство клоуна нуждается в самой простой декорации, которая не стесняет артиста, когда он импровизирует; клоун лишь намечает декорацию, чтобы зрители вообразили себе место действия именно таким, каким этого хочется ему. В сцене «Школа пешеходов» клоун Милос говорит своему партнеру Коко: - Коко, мы - на Итальянском бульваре. Видишь, мимо мчатся автомобили. Постой, что ты там делаешь? - Смотрю, как они мчатся, - отвечает Коко. И не только Коко смотрит: каждый представляет себе знакомый ему участок Итальянского бульвара. А если он не бывал там, то на память ему приходит другой излюбленный им бульвар. - Нет, ты не смотришь на машины,- заявляет Милос,-ты переходишь дорогу. - Нет, не перехожу, я не хочу, чтобы меня раздавили. Достаточно клоуну появиться с деревянной саблей в руке, и он уже переносит нас в атмосферу казармы, достаточно ему напялить на себя форменную фуражку и приклеить огромные усы, и он уже вызывает в нашем воображении образ блюстителя порядка. И это неизменно рождает смех. Вполне понятно, что клоун не для того наряжается жандармом, чтобы вселить в нас чувство страха. |