Завоевав прочные позиции у себя на родине, где его начали именовать уже не персонажем, а представителем «жанра, типа, амплуа», клоун в 1785 году появился в Париже. Здесь он, как и сам цирк, был еще новинкой. Во Франции клоун проделал строго определенную эволюцию: из наездника он превратился в акробата, затем из акробата - в комического артиста; таков восходящий путь клоуна на арене, и его можно уподобить тому пути, который артист-комик проделал в театре.


Действительно, самый первый цирк, в нынешнем понимании слова, был основан английским наездником Астлеем (в прошлом солдат-кавалерист, в 1770 г. основал в Лондоне школу верховой езды, выстроив для нее специальный манеж и амфитеатр. В 1781 г. начал давать представления, в которых выступали главным образом наездники и дрессировщики лошадей. В 1782 г. Астлей построил амфитеатр в Париже). В апреле 1782 года Астлей приобрел обширный участок земли у входа в предместье Тампль и воздвиг там большой амфитеатр, где вызывал восторг публики новизной демонстрировавшихся упражнений.

Билли Саундерс, первый комик цирка, который выступал с труппой ученых собак, оставил в числе других воспоминаний о себе также воспоминание о фразе, ставшей во Франции традиционной; этой фразой, произносившейся на франко-английском жаргоне, он необыкновенно ловко прерывал свои упражнения:

- Не хотите ли поиграть со мною?

Билли Саундерс был клоун-наездник.

Саундерс один выступал в сценах «Проделки паяца» и «Превращения мешка». Вместе с наездником Бассеном-старшим он выступал в сцене «Маленький английский вольтижер и Большой итальянский вольтижер»; совместно с отцом и сыном Саундерс Астлей участвовал в сцене «Путешествие Нико-дема на луну».

Но каков именно был комический персонаж, созданный Билли Саундерсом? Об этом можно только догадываться. Зато есть основания предполагать, что он играл неловкого наездника, которого норовистая, специально для этого выдрессированная лошадь сбрасывала на землю каждый раз, когда он пытался сесть в седло.

Страницы 1 2 3 4 5 6