Всякий клоун, в каком бы виде мы его ни встретили,-вечно молодым на арене, постаревшим, когда он стирает румяна с лица, выходящим со склада бутафории или из костюмерной цирка, в пестрой одежде, которая ему узка, или в одежде, в которой он утопает,- на первый взгляд кажется похожим на безликое множество шутов, смешных увальней, паяцев и размалеванных простофиль; однако, приглядываясь внимательнее, мы замечаем, что каждый артист умудряется воздействовать на публику чем-нибудь принадлежащим ему одному. Порой это какая-нибудь малозначительная деталь костюма, цветная лента, манера надевать головной убор, излюбленное словечко, поза, жест.

У солдат армии смеха - своя форма одежды, но каждый носит ее на собственный лад. Именно здесь и сказываются индивидуальный вкус, воображение, своеобразие. Одни буквально искрятся очарованием. Другие наряжаются в экстравагантные костюмы или в невообразимые лохмотья. Всякий клоун считает себя самобытным артистом, но он считает для себя вопросом чести как можно больше подражать своему предшественнику и в то же время как можно меньше походить на него; это - первая мысль, первое устремление клоуна.


Мы не намерены искать отдаленных предков клоуна в прототипах персонажей итальянской комедии масок, шутах народных празднеств, средневековых фиглярах и комедиантах феодальных времен. Еще меньше мы склонны усматривать их в греческих или римских мимах. У клоуна нашего времени короткая родословная, она насчитывает лишь несколько поколений. Если клоун и походит на забытых ныне комедиантов, то он ни в какой мере не может считаться их потомком. Сведения, относящиеся к средневековым предкам персонажей итальянской комедии масок, явно недостаточны, чтобы позволить нам прийти к окончательным выводам относительно истоков пантомимы. Тем более затруднительно обнаружить постепенные переходы, которые позволили бы с уверенностью утверждать, что комедианты средневековых театров были прапрадедами наших цирковых комических артистов. Комические артисты все без исключения появлялись на свет в силу прирожденной потребности человека осмеивать своих ближних; именно это обстоятельство одно только и создает преемственность и служит причиной появления и исчезновения комических персонажей на протяжении веков.

Страницы 1 2 3 4 5 6