Успех Жана-Батиста Ориоля не только затмил успех Жана Гонтара, но даже вытеснил память о самом Жане Гонтаре.
Ориоль дебютировал в цирке Олимпик Франкони 5 марта 1835 года. Ему было тогда неполных двадцать девять лет. Родился он в Тулузе в 1806 году; мать его была наездницей в цирке, а отец, если верить словам хроникера, был директором театра Капитоль. Ориоль принадлежал к семье, которая дала цирку талантливых гимнастов и акробатов. Его отец, Луи Ориоль, принадлежал в свое время к труппе «Великих танцоров короля» и состоял в дружбе с Пьером фуриозо, знаменитым канатным плясуном, одним из самых удивительных канатоходцев, когда-либо существовавших в истории. Именно Фуриозо Жан-Батист Ориоль обязан тем, что сделался неповторимым мастером сальто-мортале. После гастролей за границей юный Ориоль возвратился во Францию. Первые же выступления в цирке Франкони принесли ему успех, который все возрастал благодаря незаурядному акробатическому дарованию артиста. В те времена большая часть цирковой программы была посвящена показу искусства наездников. Походы времен Империи, которые накладывали отпечаток на всю жизнь Франции вплоть до 1830 года, больше уже не интересовали публику. Мало-помалу акробатическое искусство начинало занимать все большее место в цирковой программе. Театр г-жи Саки клонился к упадку, и цирк мог притязать на то, чтобы стать его преемником. В предшествующие годы в цирке Франкони шли большие пантомимы, преимущественно на военные темы. 13 театре г-жи Саки выступали главным образом канатоходцы и акробаты. Ориоль понял, что есть лишь один путь к прочному успеху - надо усложнить акробатические упражнения, сделать их более интересными для публики. Он начал с того, что выступил как партнер Гонтара в программе 23 марта 1835 года, но уже вскоре стал его соперником, а затем и превзошел его. У Ориоля было богатое воображение, а многообразие его искусства гарантировало артисту продолжительный успех. Он приобрел шумную славу. Акробаты вдохновлялись его примером, а смелые и ловкие упражнения Ориоля только усиливали их стремление сравниться с ним и занять его место. Они изо всех сил старались расцветить свои выступления, избавить акробатическое искусство от той сухости, которая досталась ему в наследство от минувшей эпохи. |