Одна из любимых «забав» этой лошади состояла в том, чтобы настичь клоуна, вцепиться ему в затылок и резко встряхнуть. Опасаясь несчастного случая, директор цирка, Дежан-отец, приказал Вуазену носить двойной парик, плотно закрывавший затылок. Несмотря на это, бывало, что, крепко схваченный лошадиными зубами, Вуазен корчился от боли, а публика думала, что он делает это, чтобы рассмешить ее. Клоун не раз летал вверх тормашками; в конце концов он и умер от последствий сильного ушиба.
В 1842 году Ориолю стало известно, что директор цирка Дежан ангажировал клоуна Виктора Щабра по прозвищу Молния, который прославился своими выступлениями на ярмарочных празднествах; клоун этот мастерски проделывал двойное сальто-мортале и мог стать опасным соперником для Ориоля. Боясь, что его обойдут, Ориоль, никому ничего не говоря, принялся репетировать двойное сальто; в день дебюта Шабра Ориоль добился того, чтобы его выступление было поставлено в программе раньше. Он обратился к публике, прося ее отнестись с благосклонным вниманием к упражнению, которое он намеревался показать. Затем он несколько раз подряд легко продемонстрировал двойное сальто, можно сказать, перед самым носом своего соперника; Виктор Шабр также добился немалого успеха, совершив несколько различных прыжков при помощи трамплина и продемонстрировав то же двойное сальто, еще более усложненное тем, что артист совершал его, прыгая через обруч! Однако Шабр не ужился в цирковой среде, которая была чужда его давним привычкам уличного акробата. Три года спустя он покинул цирк. Позднее, в 1855 году, он вновь вернулся. Но вкусы публики к тому времени переменились. Веселые импровизации английских клоунов, вызывавшие громкий смех зрителей, создавали в цирке атмосферу, еще более чуждую вкусам Шабра. Он быстро убедился в тщетности своих усилий на арене цирка, где остроты и шутки все больше входили в моду. Да и сам Шабр уже не был прежним: теперь он мог привлекать разве только блестками, украшавшими его костюм. |