В голове у Рома было столько идей, что он искал случай выразить их, не встречая препятствий со стороны партнеров. Было бы очень интересно послушать диалог между ним и Барио, он мог бы дать наглядное представление о способности Рома к импровизации. Но Ром не успел этого сделать. Он воспользовался своим успехом и добрым отношением к нему со стороны директора цирка, для того чтобы получить ангажемент вместе с Деспаром-Плежем; Рому было легко добиться этого, потому что директор видют в нем комика, не уступавшего по силе Порто.
Робер Деспар-Плеж принадлежал к числу тех способных клоунов, которые без труда получают ангажементы в провинциальных цирках и поэтому не хотят рисковать своим благополучием, выступая на арене парижских цирков. Родился он 20 апреля 1891 года в городе Кан; отец его Анри Деспар был мим и наездник, мать Антуанетта Плеж была старшей дочерью известного циркового артиста Плежа. Мальчик начал выступать на арене цирка с трехлетнего возраста. Его первым учителем был Эжен Лекюссон, знаменитый акробат на лошади. Когда Робер научился держаться на лошади, он начал участвовать в пантомимах; в то же время он вместе с Джемсом Джи, шурином Джо Кэзмора, готовил номер эквилибристов на проволоке. Во время первой мировой войны Робер Деспар был ранен. Поправившись, он поступил в цирк Палисса коверным, заменив заболевшего Боба О'Коннора, и начал работать вместе с Джимми. Робер выказал незаурядные комические способности, и Палисс, а затем и Альфонс Ранси посоветовали ему не оставлять профессию клоуна. Но он предпочел принять предложенное ему место режиссера арены в Королевском цирке в Брюсселе, где пробыл четыре года. Деспар предпочитал оставаться на этой должности, лишь бы не подвергаться превратностям жизни клоуна. Здесь, в Брюсселе, Деспар повстречался с Ромом, и они решили работать вместе. Деспар заменил Кирша в знаменитом «Экзотическом танце», который был гвоздем программы музыкальных эксцентриков братьев Спрокани. Анри и Рафаэль Спрокани с таким непередаваемым комизмом исполняли этот номер, что он превращался в необыкновенно забавную музыкальную сценку, сопровождаемую смешными акробатическими упражнениями. Деспар оказался прекрасным партнером. Вот почему, когда Ром решил расстаться с Дарио, он прежде всего подумал о Деспаре. Былой успех побудил партнеров обратиться к забытым антре. Они немедленно начали репетиции и уже вскоре продемонстрировали результаты своей работы в цирке Палисс. После открытия нового сезона в цирке Медрано артисты выступили перед монмартрской публикой. Однако, как это нередко бывает, Деспар-Плеж и Ром внезапно испытали приступ неверия в собственные силы. Тем временем Антонэ, который больше не был в состоянии работать с Беби, уговаривал Рома вступить с ним в содружество; Беби, со своей стороны, всячески обхаживал Деспара, убеждая его выступать вместе с ним на арене Зимнего цирка. Деспар променял журавля на синицу. Он покинул Рома. Этот неожиданный разрыв принял резкие формы, и надо сказать, что он принес Деспару-Плежу одно лишь разочарование. Беби и Деспар пригласили третьего партнера - музыкального клоуна Мишеля, который уже выступал раньше вместе с Антонэ и Беби, и вновь образованное трио добилось некоторого успеха, в частности благодаря поставленной ими пародии «Картежники». Однако Беби и Деспар убедились, хотя и несколько поздно, что они не подходят друг к другу. Беби, более талантливый, чем его партнер, оттеснял Деспара на задний план. После открытия Зимнего цирка в новом сезоне 1934/35 года Деспар получил ангажемент вместе с Ахиллом Заватта, одним из самых веселых и искусных французских комиков. О Заватта можно сказать, что он воплощает безыскусственное веселье. Его игра быстро затмила игру Деспара-Плежа, к слову сказать, хорошего артиста. |