Многие годы, особенно в молодости, Тич проделывал трюк, который неизменно производил большое впечатление на публику. Его огромные башмаки образовывали прямой угол с туловищем, и благодаря маленькому росту артист мог наклоняться, не сгибая колен, и опускать голову прямо в цилиндр, стоявший на полу. Позднее ему пришлось отказаться от этого упражнения, требовавшего огромного напряжения поясницы.
Но особенного блеска артист достигал в пародиях. Он появлялся на арене в обличье светской дамы: в парадном платье со шлейфом, в парике, украшенном перьями, с веером в руке. Английские комики вообще любят наряжаться в женское платье. Тич приветствовал публику низким реверансом, словно перед ним находились вельможи, и внезапно чуть не падал, запутавшись в шлейфе. Затем, намереваясь сесть в кресло, он оказывался на полу. Это производило необыкновенный эффект. Артист выходил из себя. И манеры придворной дамы, которую он избражал, противоречили истинному характеру этой особы: рассказывая на франко-английском жаргоне о церемонии, на которой она присутствовала, «дама» на чистейшем парижском диалекте осыпала проклятиями свой злополучный шлейф. Затем Тич в матросском костюме или в платье испанской танцовщицы исполнял морские песенки, отплясывал стремительную джигу или болеро; в заключение он нарочно бросался на пол в ярости от того, что не может выразить свои чувства, как все, и должен принимать обличье буффона. Жан Лоррен, который не упускал случая поражать воображение своих современников парадоксами, пришел в восторг от Маленького Тича; он описывал его в таких тонах, словно тот сошел с одного из офортов Гойи, из его знаменитой серии «Капри-чос». Сравнивая образы, созданные Маленьким Тичем, с образами королевских шутов и дуэний, Лоррен называл клоуна «гениальным гномом». Суждение это, конечно, содержит в себе бесспорное преувеличение (в том, что касается гениальности Тича); но, при всей своей причудливости, оно оказало влияние на пишущую братию. Хроникеры и журналисты пошли по стопам Жана Лор-рена. Один из наших артистов, уделявший огромное внимание собственной рекламе, заявил во время своего путешествия по Англии, что Маленький Тич - величайший комический артист-Англии, что он вообще величайший из артистов, которые ему известны. Не следует придавать слишком большого значения заявлениям, цель которых - ошеломить слушателей и помочь автору таких заявлений прослыть оригинальным человеком и мыслителем. Об этом важно помнить еще и потому, что некоторые другие вслед за Жаном Лорреном прилагали эпитет «гениальный» к клоунам и эксцентрикам. Такие похвалы -всего лишь реклама. Будем твердо помнить, что ни на арене цирка, ни на подмостках мюзик-холла гении не встречаются. Есть вещи, которые надо выслушивать с улыбкой, и только. |