Джо Гримальди, который родился в 1778 году, было в то время десять лет. Когда его имя впервые появилось на афишах, единственными учениками Джузеппе Гримальди считались Мерсеро, Лоран, Уэст и Уильямсон. В действительности Джо Гримальди звали Брукерс. Все в нем вызывало смех: толстое лицо было круглое, «как полная луна», и пухлое, как голландский сыр; его мускулистое тело тоже казалось круглым и пухлым благодаря специально сшитой одежде. Улыбка, рождавшаяся в уголках его круглых, лукавых глаз, расплывалась по всему лицу: казалось, улыбаются и его дугообразные брови и лоснящиеся жиром нарумяненные щеки. Он играл роль деревенского увальня; в эпоху наполеоновских войн Джо Гримальди, к удовольствию английской публики, пел:
Меня зовут Джон Буль. И никому мой дух не покорить... А дальше говорилось о том, что никому не отнять у британца его врожденных качеств - таких, как чувство юмора и... дородность, Джо Гримальди осмеивал все, что было смешного в поступках людей. Во всех пантомимах ему поручали главную комическую роль, хотя, по-видимому, он с успехом выступал не только в клоунадах, но и в трагедии. Гримальди сочетал в себе почти все стороны комического дарования. Он создавал собирательный образ всех чудаков своего времени. Гримальди скончался 31 мая 1837 года в возрасте пятидесяти восьми лет. Его сын, Джо Гримальди-младший, исчез 9 декабря 1832 г. в возрасте тридцати лет. Диккенс поведал о причинах его безвременной кончины в «Посмертных записках Пикквикского клуба» Английская пантомима и клоунада приобрели большую утонченность благодаря последователям Гримальди. Том Мет-тыо, 11ейн, Дьюхерст, Чарлз Стилт, Джефферини, Ричард Флексмор придали клоунаде характер менее карикатурный и менее театральный, если угодно - более литературный. Они вдохновлялись образами придворных шутов и стремились разыгрывать сцены, непосредственно перекликавшиеся с действительностью и потому более близкие широкой публике. Благодаря их усилиям появился клоун нового типа - остряк и краснобай, проникнутый сознанием собственной важности, склонный к морализаторству, которого стали называть «клоуном шекспировского толка» или, выражаясь более прозаиг-чески, «говорящим клоуном». Дьюхерст, самый яркий среди клоунов такого типа, заменивший ирландского шута Тома Ьарри, может считаться самым выдающимся представителем нового направления. Мы не станем здесь рассматривать отдельные стороны дарования всех этих комиков, которые после смерти Джо Гримальди и заката арлекинады еще поддерживали в течение полувека репутацию английских клоунов как лучших клоунов Европы. Однако мы хотим несколько подробнее остановиться на деятельности Клемана-Филиппа Лорана, который привнес во французский цирк наиболее характерные черты английской пантомимы: поиски оригинальных аксессуаров и умение превратить цирковую арену в место, где полновластно царит фантазия. Отец Клемана-Филиппа Лорана слыл учеником старого Гримальди. Более ловжий, чем Джо Гримальди, он не обладал ни его самобытностью, ни его многообразными талантами. То был комик лукавый, злой и изобретательный. Ему недоставало юмора, но благодаря совершенной технике исполнения он, в конце концов, достиг большей известности, чем его собратья. Был он и учеником Филиппа Астлея. Затем он сбежал от него во Францию, где выступал у Королевского моста со своим театром марионеток. Тут-то его и обнаружил Астлей, который снова увез его в Англию. Хлопоты Астлея были вознаграждены, так как Лоран сделался одним из лучших клоунов своего времени. Он получал за свои выступления больше, чем Гримальди, однако, занимаясь антрепренерской деятельностью, мало-помалу растратил все свои сбережения. |