Простодушный и доверчивый от природы, он вначале, как и Джек-Пуддинг, олицетворял крестьянина. Однако считают, что Джаратони всего лишь омолодил и переделал на французский лад Педролино, персонаж итальянской комедии масок.
Самыми известными исполнителями роли Пьеро в ярмарочных балаганах были: в 1707 году - Прево, в 1712 году -Амош, с 1715 по 1721 год - Беллони, в 1720 году - Дюжар-ден, в 1741 году - Бреон, Маганокс, Дурде, в 1749 году - Пьетро Соди. Когда Дебюро занял место Кьярини в театре Фюнамбюль в 1825 году, после столкновения между обоими семействами, он изменил первоначальный характер образа Пьеро, одновременно доверчивого и подозрительного, здравомыслящего и простодушного, насмешника и говоруна. Он мало-помалу придал ему недостатки и слабости действующих лиц итальянской комедии масок: теперь Пьеро стал трусоватым и дерзким, как Матамор, глуповатым, как Арлекин, хитрым, как Бригелла, лукавым, как Скапен, чванным, как Полишинель, скупым, как Панталоне. Но Дебюро не только воспроизводил характеры персонажей итальянской комедии масок, он преобразил их в социальные типы: солдата, угольщика, тряпичника, трубочиста, судью, поэта, философа, различных представителей знати. Таким образом, Пьеро, созданный этим артистом, уже предвосхищает клоуна, который, облачившись в тот или иной костюм, станет персонифицировать в разыгрываемых им комических сценах представителя того или иного сословия. Дебюро, отличавшийся элегантностью и изысканными манерами человека из высшего света, уже не походил на своих плебейских собратьев, скажем, таких, как папаша Руссо, -балаганный шут, выступавший на бульваре Гампль. Обладатель багровой и прыщавой физиономии, папаша Руссо происходил по прямой линии от Жанно, Жокриса, Бобеша и Галимафре. Он олицетворял всем своим видом веселость народа; в его бесшабашных показах сказывался народный дух, находивший себе выход в живости и непоседливости. Его правнуками, унаследовавшими от него манеры и грим, стали рыжие клоуны. Поль Легран, занявший место Гаспара Дебюро после его смерти, последовавшей в 1846 году, должен был, выступая в театре Фюнамбюль и в Фоли-Нувель, все время бороться с двумя соперниками: с призраком своего предшественника, Гаспара Дебюро, и с его сыном Шарлем Дебюро, который начиная с 1847 года продолжал дело своего отца. Поль Легран, приглашенный в декабре 1847 г. в Лондон г-жой Селест в театр Адельфи, пробыл там год, но так и не сумел понравиться английской публике, которая оставалась равнодушной к выразительной игре французского Пьеро, предпочитая ей яркие эффекты акробатической пантомимы. Позднее Поль Легран и Шарль Дебюро старались превзойти друг друга в сменке «Два Пьеро», а затем вместе с Димье, по прозвищу Каль-пестри, исполняли пантомиму «Три Пьеро», впоследствии возобновленную Феликсом Кьярини в цирке Олимпик. Перейдя с ярмарочных подмостков на театральную сцену, образ Пьеро сделался одновременно и тоньше и сложнее. На арене цирка он, можно сказать, возвращается к своему прежнему существованию; здесь, как мы видели, он появляется в роли комического наездника, например в цирке Астлея. Вне всякого сомнения, то был возврат к первозданной простоте образа, ибо клоун - менее сложный персонаж, чем был Пьеро, созданный вдохновением Дебюро и его собратьев по театру Фюнамбюль. Надо сказать, что, акклиматизируясь во Франции, клоун, прибывший из-за Ламанша, теряет свою значимость. Клоунада начинает играть роль второстепенного номера в цирковой программе. Образ английского клоуна словно мельчает, он сливается с образом французского клоуна, становится неотделимым от него. |