Кайроли начал свою карьеру комика как музыкальный эксцентрик, но он не считал для себя зазорным выполнять время от времени - правда, в костюме клоуна - роль рыжего, над которым все потешаются. Дело в том, что Порто принадлежал к числу тех артистов, которые предпочитают распоряжаться а не подчиняться требованиям партнера. Вот почему Кайроли приходилось, отстаивая свои интересы, порою выходить за рамки той роли, которую предусматривало разыгрываемое артистами антре. Комическая сценка, во время исполнения которой каждый из артистов старался показать себя в наиболее выгодном свете, приобретала необыкновенную силу эмоционального воздействия. Артисты ^отказывались от стеснявших их деталей сюжета, они поступались буквой ради смысла, и в их исполнении клоунада вновь становилась источником веселого смеха, как в былые времена. Кайроли, видя, что его партнер стремится прежде всего к личному успеху, не останавливался перед тем же. И оба артиста - рыжий и клоун - использовали все средства, для того чтобы, двигаясь параллельными путями, достигать максимального эффекта.

Однако клоун и рыжий, желая оттеснить один другого, нередко причиняют ущерб друг другу. В трио Кайроли-Порто-Карлетто главными соперниками были Кайроли и Порто, а юный Карлетто не столько старался утвердиться как артист, сколько был занят тем, чтобы извлечь для себя полезные уроки, наблюдая за игрой двух мастеров. Секрет успеха этого трио заключается как раз в том, что клоун и рыжий не стремились во что бы то ни стало подавить в своем партнере то, что не нравилось каждому из них, не пытались добиться устойчивого равновесия; они понимали, что каждый из них - талантливый комик и имеет право на свою долю успеха. Кайроли и Порто, можно сказать, соперничали друг с другом; они, очертя голову, бросались «в бой», старались затмить один другого, что, несомненно, вредило законченности и цельности их номера, но приносило успех каждому артисту в отдельности; успех этого трио, хотя и не столь длительный, как успех трио Фрателлини, был все же совершенно заслуженным.

Цирковая традиция требует, чтобы последнее слово оставалось за клоуном. Кайроли всегда строго стоял на страже интересов своего амплуа. Он допускал, чтобы Порто, проказник и озорник, обращался с ним более вольно, чем это обычно разрешается рыжему, но зрителям было ясно, что сам клоун по своему добродушию позволяет рыжему так вести себя. В конечном счете Кайроли никогда не оказывался ни в смешном, ни в унизительном положении. Он считался с динамической манерой игры своего партнера, признавал его права, но нп в чем не поступался и собственными правами: Кайроли всегда помнил, что он -клоун.

Как и все крупные клоуны, Кайроли избегал старых банальных приемов комедии с пощечинами, оглушительных оплеух, ударов жезлом, взрывов - всего того, что превращает арену, погруженную в полумрак фантазии и мечты, в балаганные подмостки. Иногда он шел навстречу Порто. Например, в одном из антре, когда Порто влетал на арену, вооруженный многозарядным револьвером, и открывал оглушительную пальбу, Кайроли нарушал традиционное поведение клоуна, он изображал охваченного ужасом, перепуганного до слез человека; между тем торжествующий рыжий с победным видом покидал арену.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10