Тема музыкального номера не имела большого значения. В него входили и отрывки из оперной музыки и мелодии уличных песен. Стоя посреди арены в своем серебристом костюме, который принес ему титул белого клоуна, Кайроли посылал в зал серенады и музыкальные признания; он наполнян цирк волшебными мелодиями, которые хором подхватывали посетители райка. Если Кайроли и нельзя назвать музыкантом-виртуозом, то он убедительно доказывал, что не был новичком в этом искусстве.

Выступая вместе с Порто, Жан и Карлетто Кайроли показали себя незаурядными комиками; но поистине неподражаемы они были в музыкальной пантомиме. В ту пору на аренах выступало очень много музыкальных клоунов; конкуренция между дуэтами, трио и труппами заставляла цирковых музыкантов постоянно оттачивать свое звонкое оружие. В каждой цирковой семье были артисты, игравшие на барабане или бренчавшие на мандолине. Они сопровождали цирковые номера громкой, подчас какофонической музыкой. Но если большинство музыкальных клоунов ограничивалось лишь незамысловатым музыкальным сопровождением клоунады, то Кайроли подняли свое искусство до вершин музыкальной буффонады.

Так, например, они использовали тему популярной в свое время народной песни «Земляника и малина» и создали на ее основе богатый и колоритный музыкальный номер, который разыгрывался торжественно, как некий музыкальный парад фигляров; но фигляры эти великолепно чувствовали гармонию и избегали примитивности в исполнении. Кайроли в костюме, украшенном пестрыми оборками, играл на пистоне. Порто аккомпанировал ему на огромном тромбоне с прилаженным к нему раструбом. Карлетто в костюме бродячего музыканта, нанятого на один вечер, подняв вверх свой тромбон с выдвижным коленом, дудел, извлекая из инструмента необыкновенно забавные звуки. Эжени Кайроли, одетая цыганкой, с волосами, выбивавшимися из-под цветастого платка, играла на рожке, на каком играют пастушки на старинных английских гравюрах.

Кайроли, представлявший человека из общества, и Порто, изображавший озорного малого, отвечали вкусам пестрой публики цирка; ведь зритель в зависимости от своей социальной принадлежности предпочитает видеть на арене джентльмена или парижского гуляку. Кайроли, как правило, изображал людей почтенных: судью, капитана, дирижера, учителя танцев, ученого-телепата и тому подобное. В пору совместных выступлений с Порто Кайроли стремился исполнять такие роли, которые упрочили бы его положение маститого клоуна.

Несмотря на то, что репертуар клоунады весьма ограничен, Кайроли обнаружил, что существует много антре, сюжет которых недостаточно разработан, и он решил усовершенствовать их, обогатить новыми мотивами, отвечающими духу как французской, так и английской пантомимы. Он не пренебрегал ни цирковыми шутками, ни комедией в собственном смысле слова, ибо Порто был таким исполнителем, которому по плечу самые неожиданные комические ситуации, не засушенные традицией.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10