В анкете, которую Эжен Гримальди собственноручно заполнил по просьбе Поля Хейнона, президента общества «Друзья цирка», он не называет себя сыном Шоколада, а ограничивается указанием на то, что был учеником Футтита и Шоколада.
Эжен Гримальди дебютировал в Новом цирке в 1898 году в сценке «Париж, который вечно торопится». В 1902 году мы уже встречаем его в Мулен-Руж вместе с Клаудиусом и Прин-сом. В программе Нового цирка он участвует то под именем Гримальди, то под именем Шоколада-младшего, выполняя второстепенные роли в пантомимах. Но с 1904 года, когда мальчик достиг тринадцатилетнего возраста, он начал выступать как наездник. Однако отец не был спокоен за его будущее и настоял, чтобы Эжен перешел в мюзик-холл, где он выступил в качестве танцора-эксцентрика. Юноша занимал там весьма скромное место. Эжен был значительно способнее своего отца Рафаэля: он мог исполнять роль клоуна, которую Шоколад-старший считал для себя недостижимой; в 1908 году отец и сын были приглашены в цирк Метрополь, и здесь Эжен, под именем Таблетта, начинает карьеру клоуна. Он играет эту роль вплоть до призыва на военную службу в 1912 году, где он пробыл до 1918 года. В годы войны умер его отец, Шоколад-старший. Демобилизовавшись из армии, Эжен не сразу возвращается в цирк, он выступает в различных увеселительных заведениях как певец. Но в 1921 году мы вновь встречаем его в цирке: вместе с Джорджи Футтитом он выступает под именем Шоколада на арене цирка Палисс. Оба партнера задумали воскресить содружество «Фут-тит и Шоколад» по образцу содружества их родителей. Артисты надеялись, что популярность, которой в свое время обладали их родители, поможет их успеху. Шоколад-Младший не был тем беспечным, несколько апатичным клоуном, каким был его отец. Он хорошо владел речью, за словом, как говорится, в карман не лез, отличался быстротой реакции, словом - походил одновременно на Футтита и Антонэ. Эжен Шоколад принадлежал к категории самовластных клоунов и весьма подходил Порто как партнер. Впервые в истории клоунады Шоколад-сын и Порто создали такой дуэт клоунов, который ничем не напоминал своих предшественников; это верно и по отношению к клоуну и по отношению к рыжему: ведь Порто действительно вовсе не походил на рыжего-флегматика, чудака или глупца. Антре разыгрывались Шоколадом и Порто с необыкновенной быстротой. Порто не мог поэтому позволить себе медлительные, неторопливые движения. В конце концов артисты достигли такого мастерства, такой легкости и гибкости, что их выступления были замечены, вызвали большой интерес у публики; многие любители цирка отдавали им предпочтение перед Фрателлини. Шоколад был бойкий краснобай, завзятый болтун. Он мгновенно реагировал на реплики своего партнера. Кроме того,-и об этом необходимо сказать, - оба партнера многим обязаны шпрехшталмейстеру Люсьену Годдару, равного которому цирк не знал со времени Лионеля, выступавшего в Парижском цирке. |