Кайроли, как и Порто, не боялся работы. И хотя многие клоуны все еще пытаются это отрицать, но упорная работа -непременное условие успеха цирковых комиков.

Кайроли был менее известен на Монмартре, чем Порто. Его знали, когда он выступал вместе с Антонио (Лозано), но зрители уже успели об этом позабыть. Так что поначалу Порто находился даже в лучшем положении, чем его партнер; однако Кайроли точнее улавливал реакцию публики, и Порто в конце концов полностью доверился своему коллеге, у которого было больше опыта и знаний. Клоун, мим, музыкант, жонглер, великолепный постановщик, Кайроли был, как небо от земли, далек от образа рыжего-глупца.

Порто также лишь в отдельные моменты напоминал рыжего такого типа, но уже в следующую минуту он принимал свой обычный задорный и надменный облик. Надо сказать, что он редко бывал и тем печальным рыжим, каким он выглядит на некоторых фотографиях, хранящихся в собраниях любителей циркового искусства, и критикам или историкам цирка уже давно пора опровергнуть легенду о том, будто Порто принадлежал к числу меланхоличных рыжих. Напротив, комедия с пощечинами не смущала Порто, он восставал против оплеух лишь потому, что его бывшие партнеры Карло и Мариано использовали эти грубые эффекты, чтобы привлечь внимание зрителей к проделкам, которые он считал неинтересными и пустяковыми. Кроме того, необыкновенно заботившийся о своем достоинстве, ревниво относившийся к своему положению, обидчивый от природы и строптивый в силу самой своей профессии, Порто почти всегда выступал как спорщик и бунтарь и очень редко - как жертва. Он предоставил сначала Мариано, а затем Карлетто роль одураченного простофили, человека, готового со всем согласиться и все принять, роль, которую один только Шоколад-старший исполнял с удовольствием, очевидно, из-за какого-то непонятного психологического предрасположения. Порто предпочитал, чтобы другие, а не он оказывались под струей холодной воды или получали оплеухи.

Спорщик, скандалист, бунтарь Порто не только возмущался приходившимися на его долю невзгодами. Вскоре он перешел от протеста к нападкам и создал образ рыжего-проказника, который был вполне под пару клоуну-озорнику, каким был Шоколад-младший. Рыжий-Порто уже не ждал, пока его партнер-клоун обнажит оружие, он сам первым обнажал его. Он досаждал клоуну, когда только мог и сколько мог. Это вызывало ответные выпады со стороны Кайроли.

Порто мешал Кайроли показывать фокусы, не давал ему жонглировать, нарушал его музыкальный номер какофоническими звуками. И делал он это, в отличие от других рыжих, вовсе не для того, чтобы усложнить ситуацию, увеличить продолжительность антре, обогатить разыгрываемую сценку какой-нибудь полезной деталью, сделать развязку более острой и интересной, чем привычная развязка. Нет, Порто поступал так с заранее обдуманным намерением: казалось, он одержим манией, свойственной некоторым людям, которые считают, что им все дозволено, и стремятся привлечь к себе внимание любой ценой, ни перед чем не останавливаясь.

И вот, хотя великолепный блеск мишурного наряда по-прежнему привлекал внимание любителей к клоуну, роль его мало-помалу сокращалась.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14