В период с 1910 по 1914 год самыми прославленными клоунами в Париже были Рико и Алекс. Цирк Медрано похитил пальму первенства у Нового цирка, слава которого клонилась к закату, а на арене цирка Метрополь, иначе Парижского цирка, не появились еще Антонэ и Беби.
Рико и Алекс завоевали успех в результате упорной борьбы, а затем удержали за собой положение, которое нелегко было сохранять даже в цирке Медрано. Это зрелищное предприятие на улице Мартир продолжало оставаться для клоунов тем, чем оно было всегда? дебютанты находили здесь поддержку при вступлении на трудный путь клоунады; здесь же получали признание и артисты, стремившиеся к громкой известности. Тот, кто сделал тут первые шаги, не гнушался возвращаться сюда, чтобы добиться лавров. Так что рядом с Рико и Алексом в этом цирке выступали и те, кто появился на арене раньше их и блистал тут в годы расцвета своего таланта: Льюис и Пьерантони, Плес и Антонио, Сиэрилло и Бэсби; первые шаги к успеху делали Дарио и Чератто. Между всеми этими артистами - и старыми и молодыми - существовало жестокое соперничество. Вопреки мнению публики, Рико и Алекс не были братьями. На самом деле Рико, сын Пьетро Бриаторе, жонглера-эксцентрика, был племянником Алекса. Рико дебютировал как клоун десятью годами раньше, чем Алекс. Если Алекс отказался от акробатики на лошади только из-за возраста, то Рико вынужден был оставить профессию акробата еще пятнадцатилетним подростком вследствие неудачного падения с лошади. Между тем амплуа клоуна соответствовало его устремлениям. Ему пошли на пользу уроки Дидика Вельдемана, он работал в Италии вместе с Инесом и Пьет-рингой, и когда дядя присоединился к нему, то Рико и Алекс почти тотчас же были ангажированы цирком Алегриа в Барселоне, где они завоевали первый успех. Рико ждал здесь и второй успех: он женился на дочери директора цирка Марии Алегриа. Известность, завоеванная Рико и Алексом в Испании, дошла до цирка Медрано. Артисты, работавшие в этом цирке, ожидали встречи с новичками и надеялись, что в этом своеобразном турнире Рико и Алекс потерпят поражение. Соперники знали, что Рико и Алекс лишены всех качеств, необходимых для комедиантов, но у дебютантов было великое преимущество: они этого не знали. Ни во время своего дебюта в цирке Медрано, ни позднее, когда они перешли в Зимний цирк, Рико и Алекс нимало не заботились о том, чтобы преуспеть в модной тогда форме клоунады - разговорной пантомиме, разыгрываемой в духе комедии-буфф; она не была их коньком. Они слишком любили акробатическое искусство, которое требовало силы и ловкости, чтобы уверовать в преимущество слова. Рико и Алекс плохо владели ритмом диалога, но этот недостаток они вполне компенсировали тем, что великолепно знали репертуар реприз и мастерски умели разыгрывать шутки. Антре Рико и Алекса были исполнены добродушия, тонкости и легкости. Рико весьма кстати вспомнил, что он почти в полной мере сохранил способности прыгуна. Их номер, состоявший из коротеньких сценок и акробатических упражнений на ковре, представлял собой как бы компромисс между говорящим рыжим и клоуном-акробатом. Можно сказать, что Алекс был рыжим, продолжавшим традиции коверного клоуна, уже почти исчезнувшего с арен цирков, а Рико должен быть отнесен к числу последних клоунов-прыгунов . |