Женщина-клоун - одна из самых грациозных участниц циркового представления наряду с акробаткой, исполняющей упражнения на трапеции, и наездницей на панно. Акробатку можно встретить довольно часто; наездницы на панно встречаются все реже и реже; женщина-клоун всегда была исключением.

Дело в том, что женщины без большой охоты исполняли роль клоуна. Если они и появлялись на сцене в костюме клоуна -в золотых туфлях и остроконечном колпаке,- то это были обычно лишь жанровые танцовщицы. А нас интересуют здесь именно женщины-клоуны.

Должно быть, артистки очень хорошо представляют себе все трудности роли клоуна, роли, которой они мало соответствуют. Профессия клоуна требует многочисленных познаний и навыков. Для того чтобы сделаться клоуном, приходится очень долго обучаться; это - неблагодарная профессия. Фея фантазии, покровительница клоунов, требует от своих верно-поданных богатого воображения, почти неиссякаемой способности к обновлению, врожденного чувства юмора - иначе говоря, таких качеств, которые вовсе не обязательны ни для гимнастки, работающей на трапеции, ни для наездницы на панно.

Для того чтобы быть клоуном, необходимо обладать не только профессиональными познаниями, но и умением схватывать карикатурную, смешную сторону человека, надо уметь воссоздавать образ этого человека, не лишая его живых и симпатичных для зрителя черт; надо уметь изобразить этого человека, то есть воссоздавать его характер в неповторимо индивидуальной форме. Актрисы, обладающие широким взглядом на жизнь, могут стать исполнительницами театральных ролей. Артистки, вращающиеся в замкнутом мире цирка, мало подготовлены к такой задаче.

Клоун должен быть красив и хорошо сложен, для того чтобы его заметили; но привлекательная внешность еще недостаточна для успеха женщины-клоуна. Если к своим естественным достоинствам она сможет прибавить обаяние и элегантность, у нее появится значительно больше шансов на успех, и некоторые ее недостатки останутся незамеченными. Но в конечном счете вопрос об успехе артистки или ее провале решается лишь тогда, когда она выходит на арену и начинает «работать».

Нам известны имена некоторых женщин-клоунов. Но мы не знаем ни одного примера дуэта женщин-клоунов. Так что для женщины-клоуна возникает еще одна, дополнительная трудность - ей нужен партнер, и обязательно партнер мужчина. Артистке необходимо обладать волей, находчивостью и гибкостью ума (а ведь, оговоримся сразу, эти отличительные качества самовластных клоунов футтитовской традиции даны отнюдь не каждому цирковому артисту). И поведение партнера-рыжего может прийти в полное противоречие с поведением женщины-клоуна, если только личные соображения, не связанные с законами конкуренции, регулирующими взаимоотношения клоунов между собой, не превратят рыжего в послушного партнера женщины-клоуна, в партнера, полного самых добрых намерений. Но долго ли продолжится такое согласие? Вот почему женщины-клоуны преуспевают тем больше, чем менее своеобразны и одарены их партнеры. Они сверкают тем ярче, чем меньше блещет их партнер. Но так как женщина-клоун обычно не хочет довольствоваться малоинтересным рыжим, то для нее постоянной остается задача поисков нового партнера.