Грок остается загадочным человеком, несмотря на появление его «Мемуаров». Мы почти ничего не знаем о том, как именно он дебютировал. Нам неизвестны обстоятельства, при которых родился его первый номер.
Профессия клоуна приводит к своего рода профессиональному заболеванию. Клоуны, в частности, испытывают влечение к мистификации. Грок, по-видимому, не представляет исключения. Написанные частично им самим, частично под его диктовку, «Мемуары» весьма любопытны, неожиданны, но к ним следует относиться с некоторой осторожностью. Во всяком случае, их нельзя считать совершенно достоверными. Семьдесят тысяч слов - таков объем мемуаров Грока -не сообщают нам ничего такого об артистической деятельности Грока, чего бы мы раньше не знали. Мы так и не узнаем, благодаря чему Гроку удалось выделиться из нескольких сотен клоунов, развлекающих публику в различных странах, и сделаться великим мастером. Так, к примеру, читатель не найдет в них рассказа о том, почему Гроку пришла в голову мысль включить в свою речь знаменитые восклицания «Почему?» и «Без шуток!», которые повторяются у него каждую минуту, создавая своеобразный, причудливый припев. Скромность? Уважение к самому себе? Неспособность объяснить? Отныне личность Грока принадлежит истории цирка. Самые знаменитые из клоунов хранят в секрете, что в начале их деятельности у них бывали тяжелые дни; они делают это либо из непонятной скромности, либо из желания заставить думать, будто они появились на арене, так сказать, в законченном виде и сразу завоевали публику. Сожалеют ли они о своих первых неуверенных шагах, о своих робких поисках? Хотят ли умолчать о том, что они почерпнули в сокровищнице других артистов? И в том и в другом случае они неправы. Все, что происходит в мире, чем-нибудь обязательно подготовлено. Исследователь старательно просеивает материал, который он собирает для истории цирка. Он знакомится с документами, которые подтверждают, как «смещаются» истинные ценности, отрицаются влияния. Клоун способен исказить истину, чтобы показаться интереснее. Но историка не так легко обмануть. Главная линия развития искусства клоунады отвергает утверждения клоунов, не соответствующие правде. Автор «Мемуаров» рассуждал иначе. Грок рассказал о том, чем его жизнь, богатая различными приключениями, отличалась от жизни других цирковых артистов; а ведь куда интереснее было бы рассказать о том, в чем он видит своеобразие своего артистического дарования. Что же касается приключений Грока, то мы не раз уже читали о таких же или о похожих приключениях . Если верить «Мемуарам» Грока то он был не только повелителем шутов, королем клоунов, божественным Гроком, величайшим комиком на свете; он был, кроме того, служителем конюшни, земледельцем, официантом в кафе, дворецким, поваром, водолазом, приказчиком, часовщиком, настройщиком фортепьяно, скрипачом, дирижером, преподавателем иностранных языков, репетитором, кассиром, счетоводом, садовником, учителем фехтования, боксером и просто добрым малым. Но нас куда больше интересует то обстоятельство, что Грок был человеком-змеей, канатным плясуном, прыгуном и велофигуристом. |