Эксцентрики добиваются комедийного эффекта примерно теми же средствами, что и клоуны. Мы не станем даже пытаться составить список эксцентриков, все равно он был бы неполным; но нельзя не назвать здесь имена нескольких эксцентриков, великолепных буффонов, оставивших след в истории цирка за последние полвека. Хотя творчество их относится скорее к мюзик-холлу, чем к цирку, они оставили отпечаток своей оригинальной игры на многих клоунадах.
Эксцентрик — прямой потомок традиционного рыжего, которого Том Белдинг привез из Германии во Францию; затем вместе с Джимми Гюйоном он переехал из Франции в Англию, где его нарядили в клетчатый костюм, снабдили целой коллекцией аксессуаров в духе традиции Гримальди и в таком брргтанизированном виде вернули Франции; здесь он испытал еще влияние образа американского бродяги (трампа) и американизировался. И все-таки эксцентрик безусловно отличается от рыжего. С психологической точки зрения, он — полная противоположность ему. Британская гордость не могла допустить, чтобы какой бы то ни было англичанин выглядел смешным. Вот почему в отличие от обыкновенного рыжего эксцентрик никогда не выглядит глупцом. Это — лукавый рыжий, который ловко выйдет из самого затруднительного положения и в конечном счете одержит верх над другими. Все его искусство именно в том и состоит, что он нагромождает одно препятствие на другое, а затем преодолевает их все до одного. Являясь одновременно и автором комической сценки и ее исполнителем, эксцентрик инстинктивно боится импровизации. Она пугает его, как кошмар. Он ничего не хочет предоставлять случаю, все заранее рассчитывает, взвешивает, обдумывает. Его номер - это сумма трудностей, которые он побеждает с минимальной затратой сил. В его игре нет ничего незаконченного, ничего лишнего, ничего бесполезного. Эксцентрик заставил клоуна почувствовать его неполноценность. Он напомнил клоуну о его достоинстве, о том, что надо гордиться своей профессией. Эксцентрик побудил клоуна искать пути к обновлению старых, постоянно повторяющихся форм клоунады. И цирковой комик, в частности рыжий, понял, что потенциально он обладает теми же возможностями обновить свое искусство и сделать его более убедительным. Именно потому, что эксцентрик умен (разумеется, в чисто условном понимании), он выступает один. Ему не нужен партнер, который помог бы ему утвердиться на сцене. Он сам представляет себя публике. И вот появляются такие артисты, как Баджессен, Маленький Тич, Джо Джексон. Между тем как Грок, например, продолжает оставаться рыжим. Ему необходимо присутствие партнера, пусть даже мимолетное, которое гарантировало бы безотказную работу механизма его номера. И Антона, Джео Лоль, Макс Ван Эмден, Жером Медрано или кто-нибудь другой приводит в действие, словно пружину, творческую и созидательную волю Грока. Эксцентрик черпает в самом действии силы для собственной игры. Рыжий, будь он хоть семи пядей во лбу, нуждается в партнере, который, можно сказать, вновь и вновь заряжает его энергией. Прежде чем перейти к рассмотрению жизни и деятельности Грока, остановимся на нескольких эксцентриках. |