Жан Кайроли сделался клоуном не по призванию, а по милости случая и по необходимости.

Пиндер, директор цирка, где Кайроли выступал как жонг-лер-антиподист, нуждался в комике, без которого программа цирка была неполной. Он предложил Кайроли (по-видимому, определенный пункт контракта давал ему на это право) заменить отсутствующего клоуна.

Кайроли нелегко было отказать директору. Он готов был иопытать счастья в любой области циркового искусства. Но, увы, отсутствие денег помешало ему обзавестись красивым и прочным костюмом, который одновременно нравится публике и способен выдержать превратности клоунады, в ходе которой одежда артистов быстро изнашивается. Вот почему Кайроли все время откладывал попытку испробовать свои силы в клоунаде ведь без хорошего костюма нет и клоуна. Но директор цирка предоставил в распоряжение артиста костюмы, приобретенные у наследников скончавшегося незадолго перед тем Орландо Аверино . Кайроли не оставалось ничего другого, как согласиться. Так родился новый клоун.

К этому времени клоун уже никогда не выходил на арену один: за ним неизменно следовал его двойник - рыжий.

Жена Кайроли Эжени помогала мужу, когда он жонглировал; она ничего не имела против того, чтобы и впредь выступать вместе с ним, но уже не как помощница, подающая аксессуары, а как комедиантка. Она надела на себя костюм рыжего и так ловко вводила в заблуждение публику, что вскоре Кайроли, выступавшие под именами «Мессина» и «Катастрофа», прославились как самые необыкновенные музыкальные клоуны того времени.

В планы Жана Кайроли, по-видимому, не входило, чтобы зрители сразу распознали его в новом обличье. Подобно всем начинающим клоунам, он злоупотреблял гримом, подчеркивал все подвижные части своего лица пятнами и линиями, которые удлиняли его глаза, увеличивали рот, заостряли черты. Подобно другим клоунам того времени, его волосы были собраны в хохолок. Нашлепка на кончике носа придавала артисту добродушный и глупый вид. Если отвлечься от костюма Кайроли и рассматривать лишь его грим, то его можно было принять за рыжего; Эжени Кайроли гримировалась примерно так же: глаза у нее были обведены белилами, а над ними высоко вздымались брови; ворот рубашки был широко распахнут, как у английских эксцентриков, на шее виднелись искусно нарисованные артерии.

Жану Кайроли не пришлось раскаиваться в том, что он уступил настояниям Пиндера и стал клоуном. Он внимательно проанализировал свои возможности, понимая, что может рассчитывать только на них. Вскоре он отказался от чрезмерного грима, который лишь искажал его черты, и взял за образец классическую маску мима. Теперь он умеренно, в самых небольших дозах, пользовался черным и красным цветом. Как и у всякого клоуна, у него был свой отличительный знак на лбу, эмблема его оригинальности. Кайроли был традиционным клоуном. За исключением надбровий и наведенных кармином губ, все остальное в его внешности сверкает ослепительной белизной: и напудренное, как у Пьеро, лицо, и костюм, усеянный серебряными блестками, и шелковые туфли, усыпанные снежинками.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10