Без Альбера Фрателлини не достигли бы той степени совершенства, которая отличала все их разнообразные номера.

В самом деле, на это мало обращали внимания. Содружество братьев Фрателлини обладало тем, что не было свойственно никакому другому трио: буйная фантазия Франсуа, появлявшегося в светлом костюме, лукавство Поля, находчивого и осмотрительного, изворотливого и предприимчивого, экстравагантные чудачества Альбера - все это выражало три современных течения в клоунаде, как бы сливавшиеся воедино в выступлениях братьев. Франсуа представлял собой последнее воплощение клоуна, исполненного духа французской фантазии; Поль создавал образ рыжего: персонаж этот - немецкого происхождения, но уже заметно офранцузился, далеко ушел от своего предка, неуклюжего конюха, и за отсутствием пафоса и респектабельности в избытке обладает сознанием собственного достоинства; наконец, Альбер, этот шут гороховый, являл собой персонаж, порожденный крайними преувеличениями английской пантомимы.

Трио Фрателлини обязано своей прочностью кристаллизации трех этих современных тенденций в искусстве клоунады. Когда в 1940 году Поль Фрателлини умер и трио лишилось важнейшего из своих участников, Франсуа и Альбер Фрателлини наглядно продемонстрировали, какой антагонизм существует между уцелевшими в клоунаде традициями старинной итальянской комедии масок и характерными для эксцентри-ской пантомимы крайними преувеличениями и смехотворными проделками, разрушающими привычные представления.

Мы рекомендуем тем молодым клоунам, у которых появится желание и воля повторить опыт братьев Фрателлини, хорошенько подумать над секретом успеха этого трио. Антре Фрателлини, начиненные забавными деталями (которые оказывались всегда кстати), отличались не только безупречным вкусом, но и по-настоящему были смешны, богаты неожиданными трюками; они всегда оставляли у зрителей впечатление, что выдумка артистов неистощима и неиссякаема. Как известно, антре требует необыкновенно разнообразной и эмоционально-действенной манеры игры. Фрателлини не довольствовались ролью клоунов, которые привычно рассказывают смешные истории, так сказать, разрабатывая без устали все ту же жилу. То обстоятельство, что они втроем разыгрывали сценки, ранее исполнявшиеся двумя артистами, заставляло Фрателлини искать, импровизировать, изобретать, оживлять действие, быть не только клоунами, но и комедиантами, не только исполнителями ролей, но и их создателями; эти удивительные комики добивались того, что внимание публики ни на минуту не ослабевало, они постоянно держали зрителей в напряжении, которое каждое мгновение могло разрешиться громовым хохотом.

Братья Фрателлини были на редкость методичны. Благодаря этому антре, составлявшие их репертуар, были во всех деталях продуманы и точно рассчитаны. Артисты заботились о том, чтобы в их игре не оказалось ничего «приблизительного», ничего, что могло бы уменьшить интерес зрителей, они старались, чтобы каждое слово, каждое движение, каждая деталь реквизита органически сочетались с представляемой сценкой, не отяжеляя действия.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14