Поль Фрателлини воплощал в создаваемом им образе и хитрого проныру и простака, которому кажется, что все прекрасно в этом лучшем из миров. Благодаря своему положению в трио он мог легко дублировать клоуна: ведь Франсуа, внешне напоминавший Арлекина, унаследовал обязанности клоуна-добиваться успеха номера в целом, что раньше входило в обязанность шпрехшталмейстера; поэтому Альбера можно было вполне считать рыжим Поля.

Добродушное лицо Поля, освещенное благожелательной улыбкой, и даже его лысая голова, казалось, свидетельствовали о том, что он на все согласен, что он славный малый, готовый позабавить публику. Вне всякого сомнения, он был ближе зрителям, чем его партнеры. Поль гримировался слегка и, казалось, ничем не отличался от зрителей, сидевших в цирке. То был приятный, меланхоличный человек, которого терзали различные будничные невзгоды. Обычно он либо терял очки, либо у него отрывалась пуговичка на воротнике сорочки, либо он обнаруживал дырку на носке, а то по неловкости садился на собственную шляпу. Зрители встречали взрывами хохота злоключения Поля, и будничный характер этих злоключений особенно усиливал симпатии публики к артисту.

Когда Фрателлини покинули арену Зимнего цирка, слава их уже начинала меркнуть. Новые артисты - Беби, Порто, Ром, отличавшиеся более яркой индивидуальностью,- превосходили как комики Поля и Альбера Фрателлини.

Десятилетнее пребывание в Париже привело к тому, что Фрателлини исчерпали весь репертуар клоунады, публика заранее знала все их трюки, все реплики, все сюрпризы. Знаменитым артистам оставалось только одно: отправиться в гастрольную поездку по Франции.

Переезжая с передвижным цирком из города в город, они неизменно встречали восторженный прием у своих поклонников. Еще несколько лет трио Фрателлини пользовалось успехом, который тем не менее неумолимо угасал. Когда Фрателлини вновь возвратились в цирк Медрано, где они некогда дебютировали, публика встретила их с любопытством, но - увы! -без большого интереса. Никому не приходило в голову подбодрить артистов. Они нравились, можно сказать, потому, что некоторая часть публики еще помнила их дебют и воздавала должное их усилиям и былой славе. Что же касается тех зрителей, которые не знали Фрателлини в пору их величия, то они не видели никаких оснований относиться к артистам с особенным вниманием. Вскоре у Фрателлини появились и недоброжелатели. А затем пришло равнодушие.

Поль Фрателлини умер в июне 1940 года, и на фоне памятных событий того времени смерть его прошла почти незамеченной. Его место в трио занял Чарли Плес. Но ни усилия Франсуа и Альбера, ни добрая воля Илеса не могли возместить отсутствие Поля. Фрателлини все еще выступают на аренах цирка, но они как-то потеряли веру в себя, и им подчас недостает аплодисментов, которые могли бы их подбодрить. Трио не хватает столь человечного и добродушного артиста в цилиндре, который посылал публике дружескую улыбку, и Чарли Илес так и не сумел его заменить. Если Поль Фрателлини и не был «интеллектуальным» клоуном, каким его многие считали, то он, бесспорно, был душой трио, его мозгом.

Покинув наш мир, Поль Фрателлини унес вместе со своим цилиндром, моноклем, мягким воротничком, сюртуком, разноцветными носками и смешными башмаками нечто большее: он унес самый дух фантазии, которая принесла трио Фрателлини такую громкую славу.

После смерти Поля ни одно трио не смогло еще сравниться с блестящим комедийным мастерством Фрателлини; необыкновенное чувство смешного, сочетание реализма и эксцентричности составляют неповторимую особенность этого трио.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14