Но для того чтобы приключение, описанное Пьером Мариелем со слов Фрателлини, героем которого будто бы был Том Беллинг, могло случиться, многие зрители должны были знать сценическое имя наездника: ведь именно оно раздавалось из публики. Поэтому одно из двух: либо Том Беллинг исполнял роль паяца под каким-нибудь псевдонимом (вещь весьма обычная в цирке), и в этом случае амплуа рыжего возникло вовсе не стихийно и не случайно, или же Том Беллинг упал не нарочно, выполняя обычную работу на арене, для которой ему не надо было выступать под псевдонимом,-в этом случае публика не стала бы набрасываться на него и награждать артиста кличкой, которая так и осталась за ним.

Вот почему у нас есть все основания полагать, что вновь возникший комический персонаж цирка был окрещен лишь спустя долгое время после своего рождения.

Том Беллинг в первый раз дебютировал во Франции в цирке Франкони 7 января 1877 года в интермедии: «Наездница 1820». 17 января того же года название «Огюст» появляется, если можно так выразиться, официально. Наш наездник фигурирует в программе цирка Франкони с такой характеристикой: «Беллинг, по прозвищу Огюст». Вот, таким образом, точная дата, когда Том Беллинг, который, быть может, вовсе не был создателем амплуа огюста, связал этот персонаж со своим именем. Возможно, именно отсюда и возникла путаница между действительным «отцом» и крестным «отцом» огюста, и одному приписывают то, что по праву принадлежит другому.

Однако номер, который исполнял Беллинг по прозвищу Огюст, пока еще был обычной интермедией, сценкой на манеже, комическим выходом. Созданный Беллингом тип еще не обладает достаточной завершенностью, которая позволила бы возникшему персонажу участвовать в каком бы то ни было скетче. Сценки, где участвуют два комика, все еще исполняются традиционными клоунами. 27 января того же года Том Беллинг участвует вместе с Чедвиком в интермедии «Мертвый и живой», подробности о которой нам не известны. 5 июня 1877 года, ангажированный Летним цирком, Беллинг участвует в сценке «Дилижанс клоунов» вместе с Конрадом, Чедвиком, Бюисле, Рафеном, Дюкро, Божени, Лероем, Тони, Видалем и Готье.

Таким образом, можно считать вполне доказанным, что на первых порах новый персонаж, рыжий, появляется на арене цирка лишь эпизодически. Это лишь случайный номер, а не определившееся амплуа, наподобие амплуа Доктора, Пьеро или Матамора.

Но возвратимся к истории появления рыжего и посмотрим, подтверждают или отвергают немецкие источники какое-либо

из тех положений, которые мы излагали выше.


По мнению Ж. Гальперсона, если создателем маски рыжего и может считаться Том Беллинг, то уже до него на аренах цирка время от времени появлялся тяжеловесный и неуклюжий конюх.

Согласно некоей версии, которую Гальперсон приводит, не указывая ее источник, Чедвик создал типаж рыжего еще до того, как эта маска окончательно утвердилась; при этом Чедвик подражал другому англичанину, Уиддикомбу, который хотел запечатлеть образ дуралея, но не придал ему четкой формы. Том Беллинг, напротив, создал персонаж, который за все берется, ни в чем не преуспевает, путается у всех под ногами и гордо приписывает себе успешное завершение дела, становясь в позу триумфатора: правая рука его засунута за борт ливреи, левая отведена за спину...

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7