Попытаемся теперь пролить некоторый свет на характер и манеру исполнения нового персонажа. Де Перродиль так определяет сущность рыжего: казаться необыкновенно занятым, ничего не делая, даже мешая, если ему заблагорассудится, работе служителей арены, вносящих и выносящих предметы реквизита. Таким образом, рыжий первоначально соединял в обличье циркового служителя черты человека растерянного и вместе с тем надоедливого; именно эти отличительные качества отмечают все комментаторы, описывающие его появление, если не считать варианта, о котором говорил Фрателлини: мы имеем в виду наездника, нетвердо стоящего на ногах вследствие постоянной приверженности к спиртному.

Если в приводимой им первой версии Гальперсон говорит о Томе Беллинге, злоупотреблявшем алкоголем, то вторая версия приписывает персонажу более определенные черты характера. Он охотно подшучивает над другими, но не терпит никаких шуток над собой. Неуклюжий, то и дело спотыкающийся, он с вызывающим видом выслушивает насмешливые замечания и дает отпор зубоскалам. Он исполнен чванства, он К сожалению, выяснить этот вопрос мешает то обстоятельство, что нам неизвестно точное содержание номера, показанного Томом Беллингом в цирке Франкони, когда он впервые во Франции выступил в роли рыжего. Было бы очень интересно узнать, представлял ли Том Беллинг человека никчемного, суетящегося без нужды, смешного непоседу, пятое колесо в телеге, человека, который, ничего путного не сделав, тем не менее требует похвал, или же он ограничивался тем, что попросту спотыкался и падал, вызывая этим веселость зрителей, которую он встречал деланным возмущением.

Нам представляется, что новые разыскания, которые могли бы рассеять атмосферу тайны, окружающую рождение рыжего, следует производить в Германии. Но мы надеемся также на то, что когда-нибудь французская пресса благодаря ныне забытой и случайно обнаруженной статье поможет нам восстановить характер комических приемов, к которым прибегал Том Беллинг, изображая рыжего. И тогда раз и навсегда будет выяснен облик этого персонажа и техника его исполнения.


В те годы, когда Дж. Стрэли писал свою книгу «Акробатическое искусство и акробаты», обычный костюм рыжего состоял из фрака с широкими фалдами, необыкновенно длинного белого жилета и слишком коротких черных штанов. Помятый цилиндр и гетры из белого пике дополняли наряд; на его бритой голове выделялась прядка тщательно напомаженных волос, отдаленно напоминавшая громоотвод.

Именно в таком, донельзя обворожительном наряде появлялся на арене Кабан, по прозвищу Железная Проволока (Кабан или Сестак, что, возможно, одно и то же. Карандашный портрет Джемса Гюйона, воспроизведенный в «Фалтазио» (1908, февраль), в точности напоминает это описание, если не считать того, что у Гюйона была необыкновенной величины нижняя губа, которой он мог закрыть большую часть носа.); но только для того, чтобы сделать свой костюм еще смешнее, рыжий облачался в необыкновенно узкие штаны, украшал фрак пришитыми наизнанку кружевами и надевал огромные перчатки.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7