По словам Порто, которому рассказывал об этом его дядя Тонито, по прозвищу Маленький Тони, ученик Тони-Грэса, происхождение костюма рыжего связано со следующим обычаем.
В старинных цирках, как и в некоторых современных провинциальных цирках, артисты до и после исполнения своего номера оставались стоять и сидеть у барьера, то есть у входа на манеж. В ливреях служителей арены они своим присутствием оказывали честь товарищам но профессии и помогали им, если требовалось. В Берлине, в частности в цирке Ренца, раз в неделю, когда происходили гала-представления, артисты, находившиеся у входа на манеж, меняли ливрею на вечерний костюм, состоявший из фрака, белого галстука, сверкающих белизной перчаток, обшитых шелковым или серебряным шнурком панталон, ниспадавших на лакированные башмаки. В таком наряде, правда, несколько потрепанном, и появился Том Беллинг, рыжий, если судить по иллюстрации, приведенной в книге Гальперсона. Слишком узкий в плечах и слишком длинный фрак, который он носил, казалось, был взят напрокат из гардероба ярмарочного балагана. По свидетельству Фрателлини, братья Вельдеманы с самого рождения рыжего исполняли эту роль. У них клоун был одет гораздо хуже рыжего, чей наряд отличался непогрешимой элегантностью. В подобном же костюме, вслед за множеством других артистов, таких, как Маленький Уолтер, Грок, Поль Фрателлини, Эмиль Луайяль, выступал и Люсьен Годдар. Если Том Беллинг и в самом деле бесконечно смешил публику своими претенциозными требованиями - относиться с почтительным восхищением к тому, как он исполнял роль отставной козы барабанщика (как выражаются в народе), то Люсьен Годдар принадлежал к числу самых добросовестных его имитаторов; но об этом мы скажем позднее. Таким образом, если суммировать все дошедшие до нас версии, то можно сделать вывод, что у рыжего первоначально было обличье либо служителя арены (режиссера или униформиста), либо он выступал в облике человека, всерьез относящегося к своей роли (Маклин) и исполняющего ее с большим или меньшим успехом, но каждый раз для того, чтобы доставить удовольствие директору цирка. С другой стороны, если французские источники указывают на Берлин или Брюссель, как на место рождения этого персонажа, то немецкие источники называют Берлин или Петербург. Однако и те и другие единодушно сходятся на том, в каком цирке впервые появился рыжий,- это цирк Ренца. Можно считать, что обстоятельства, сопутствовавшие появлению рыжего, не совсем вымышлены. У всех у них общая точка отправления, общий источник: комический инцидент, странные манеры, необыкновенный костюм, необычная ситуация. Опираясь на все это, комментаторы, далекие от цирка, нагромоздили множество домыслов. Между тем клоуны и другие комики цирка по роду своих занятий использовали этот инцидент, усложнили манеры персонажа, придали новые краски его костюму, видоизменили первоначальную ситуацию, чтобы вызвать больше смеха и увеличить шансы на успех. Первоначальная находка, обогатившись, дала материал сначала для шуток, а затем и для антре клоунов. После того как рыжему было обеспечено поле деятельности, он смог начать действовать и укрепил свое положение: так он сделался полноправным персонажем цирка. На правах реклами пропонуємо дізнатись де купити чоловічу вишиванку. Вишиванку в Коломиї треба купляти тільки в нашому інтернет магазині. |