Рыжий, этот двоюродный брат клоуна, не мог стихийно возникнуть в богатом воображении какого-нибудь наездника или другого циркового артиста, который в силу обстоятельств вынужден был неожиданно выступить в роли комика, не чувствуя к ней никакой склонности, а ведь именно так будто бы произошло с Томом Беллингом. Гальперсон совершенно справедливо замечает, что Том Беллинг вовсе не блистал как комик, и позднее, как это ни странно звучит, его собратья отрицали в нем наличие какого бы то ни было комического таланта. Однако же, когда он неожиданно появлялся на манеже и, воспользовавшись паузой в музыке, оглушительно чихал, а затем скрывался за кулисами, публика, переполнявшая цирк, разражалась безумным хохотом. Его карьера комика была случайной и короткой. Когда Беллингу пришлось покинуть цирк, он, чтобы обеспечить себе существование, перешел в варьете, где выступал как фокусник. Если бы он был в состоянии создать яркий типаж, если бы ему была по плечу роль рыжего, он, конечно бы, не искал других занятий.
Сам Том Беллинг, которому приписывали создание образа рыжего, насколько нам известно, никогда в своей жизни не хвастался тем, что это его заслуга. У Тома Беллинга было три сына: Гоберт, Томас и Клеменс. Гоберт Беллинг, «оригинальный американский клоун», появился в Париже в 1905 г., где он выступал в труппе Матвея Бекетова, гастролировавшей в помещении Нового цирка. В качестве партнера с ним выступал рыжий Фипс. Следовало бы расспросить Гоберта относительно роли его отца в создании образа рыжего. Мы, во всяком случае, нигде не встречали никаких высказываний Гоберта по этому поводу. Томас Беллинг, принявший имя Том Беллинг, выступал вместе с рыжим - ирландцем Шоу. Зато некоторые другие присваивали себе права отцовства, тем более, что ребенок к тому времени вошел в силу. Образ рыжего не родился в воображении какого-нибудь одного артиста, быстрое развитие этого персонажа вовсе не дело случая. На первых порах рыжий был довольно-таки бесцветным персонажем, весьма расплывчатым, и обилие гипотез, относящихся к его происхождению, доказывает, что прошло несколько лет, пока образ этот окончательно созрел и оформился. Все версии о возникновении рыжего, и немецкие и французские, сходятся на том, что этот персонаж изображал то надоедливого непоседу, то необыкновенно суетливого человека. Разве человек, который за все берется и ни с чем не справляется, путается в ногах у других и при этом высокомерно требует признания своих заслуг, который то и дело становится в позу триумфатора, заложив правую руку за борт форменной тужурки и держа левую за спиной, разве этот человек не является карикатурным изображением режиссера арены? Почему не допустить, что какой-нибудь артист в поисках нового номера, горя к тому же желанием отомстить за обиду, решил высмеять в образе рыжего именно режиссера арены? Таким образом, рыжий появился в результате эмпирических поисков клоунов и других комиков цирка, которые, будучи недовольны своим подчиненным положением, стремились занять более видное место: сначала они достигли этого лишь в своем воображении, разыгрывая пародию, а затем и в действительности, когда их усилия увенчались успехом. Прежде чем определить, с какого времени рыжий добился того, что его начали ставить на равную ногу с клоуном, чьей верной тенью он сделался, рассмотрим, что представляли собой первые рыжие, оставившие след в истории цирка. |