Он, дескать, обязан поддерживать в порядке свой изысканный гардероб. В какой-то степени это верно. По мере того как роль клоуна возрастает, на это амплуа находится все больше и больше претендентов, и многие клоуны, за отсутствием достаточных артистических данных, стремятся блистать своим туалетом; так что им приходится делать себе все новые и новые костюмы, которые требуют немалых средств.

Рыжий пытается возразить, что его одежда изнашивается быстрее, чем одежда клоуна. Ведь он оказывается жертвой весьма эксцентричных выходок своего партнера, в результате которых его костюм превращается в лохмотья; правда, это не ахти какой наряд, но ведь и он стоит денег. Элегантное платье клоуна служит всю жизнь; жалкое одеяние рыжего приходится менять каждый сезон.

В сущности, клоун стремится использовать свое главенствующее положение, чтобы заставить рыжего работать как можно больше, а получать как можно меньше. Если рыжий -человек умный и обладает определенным комическим талантом, то неизбежно возникает конфликт между клоуном и его партнером.

И в самом деле, эти конфликты происходят все чаще и чаще. Роль рыжего с каждым годом становится все значительнее, и происходит это еще и потому, что клоун в силу своего привилегированного положения привыкает смотреть на своего партнера как на деталь реквизита, как на машину, как на автомат, который приводится в движение простым нажатием кнопки. Но логика вещей мстит клоуну: он приказывает, помыкает рыжим, почти ничего не делает сам, и в результате оказывается, что он уже не может обойтись без партнера.

Убедившись, что клоун отныне зависит от него, рыжий начинает отстаивать свои права и, в конце концов, обнаруживает, что без всякого ущерба для себя может освободиться от опеки короля арены - клоуна.

Некоторые клоуны, например Антона, последний самовластный клоун футтитовской традиции, до конца сопротивляются попыткам рыжего увеличить значение своей роли в представлении; эти клоуны сознают, что они утрачивают свою главенствующую роль на арене, откуда клоун рискует быть изгнанным в будущем.

Такие рыжие, как Маленький Уолтер, столь ревностно исполняли свою роль, что их самобытный талант затмевал клоуна с первых же представлений. Чувствуя уверенность в собственных силах, черпая эту уверенность в своем даровании, такие рыжие не желают ни одной минуты сносить власть клоуна. Они отказываются подчиняться его требованиям и не признают довода, будто право старшинства позволяет клоуну присваивать себе роль властителя арены. У рыжего тоже могут быть свои полезные идеи, свои интересные находки. Если клоун талантливее его, пусть он это докажет. Если же нет, пусть ведет себя скромнее. Между партнерами завязывается борьба. Она продлится около тридцати лет. Маленький Уолтер был первым из великих рыжих. Антонэ - первый и единственный крупный клоун школы Футтита - поддержит традицию и замедлит распад пантомимы, сопровождаемой диалогом, распад, начало которому положили одиночки-эксцентрики-Маленький Тич и Баджессен, а довершил его Грок.

Страницы: 1 2 3 4