Уильям Бридж, умерший в цирке Буша в Дрездене в 1894 году, также известен как рыжий. Он создал образ изысканного рыжего. В ту пору клоуны наперебой старались привести публику в веселое расположение духа, прибегая для этого к уморительным акробатическим трюкам и к импровизированным шуткам; Уильям Бридж, в отличие от них, выступал в роли джентльмена. На его лице не появлялась даже тень улыбки. Он выходил на арену в безукоризненно сшитом костюме, в котором, однако, утопал; шею его подпирал высокий крахмальный воротник, вместо галстука был надет муслиновый шарф, а на голове красовался рыжий парик. Такой рыжий, воссоздававший на сцене образ мелкого буржуа, больше соответствовал вкусам среднего французского зрителя, чем рыжий в лохмотьях, которого изображал Том Беллинг.

Джемс Гюйон и Уильям Бридж создали тип благообразного человека, предвосхитив тем самым тип щеголя, который был введен в моду в цирке Маленьким Уолтером, отказавшимся от образа рыжего-простофили и увальня. Этими комиками руководило стремление сохранить расположение публики, принадлежавшей к среде, где любят потешаться над своим ближним. По этой же причине Футтит, выходя на арену с Шоколадом, одевал своего партнера не в праздничный костюм служителя арены, а в платье светского танцора. Заметим, кстати, что появление такого партнера сделало клоунаду и пантомиму,

сопровождаемую диалогом, более интересными и значительными.


Благосклонный прием, который французская публика оказала рыжему, свидетельствовал о том, что персонаж этот вполне отвечал ее представлениям и вкусам. Хотя рыжий был дотоле всего лишь статистом, клоун и теперь вынужден был играть первую скрипку, чтобы сохранить господствующее положение, которое у него оспаривает партнер. Рыжий легко завоевывает себе место на арене, потому что его одеяние неизменно вызывает смех. Сначала он воплощает простонародные черты: сохраняет примитивные приемы фигляра и бедный язык человека с улицы.

Рядом с ним клоун с бледным лицом выглядит аристократом. Клоун направляет деятельность рыжего, помогает ему преодолевать трудности, мешающие раскрыться его актерской индивидуальности. Рыжий без клоуна мало на что способен. Клоун, в свою очередь, должен быть первоклассным комиком: теперь ему уже недостаточно быть ловким акробатом, дрессировщиком или жонглером. Рыжий слишком опасный соперник, и клоуну приходится все время противопоставлять ему собственную манеру игры, исполненную фантазии и постоянных поисков нового.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11