Тони-Грайс (или Грэс), первый гротескный клоун Нового цирка, как значилось на его визитных карточках, заканчивал в этом цирке свою полную различных превратностей и приключений карьеру. Он слыл великолепным мастером пародии и, помимо этого, был одарен необыкновенно богатым воображением. Он был добродушным клоуном, каким был Гугу Луайяль. Как и у Луайяля, у Тони-Грэса была сияющая физиономия и тучная фигура. Он был говорящим клоуном, которому остроты и каламбуры заменяли акробатические таланты.

Начиная с Тони-Грэса, клоуны уделяют больше внимания слову. Клоунада все больше и больше удаляется от других цирковых номеров, и комик цирка все больше и больше приближается к актеру театра.

Клоун неизменно исполняет главную роль в антре, предоставляя второстепенную роль своим менее прославленным коллегам. Так, например, Чедвик разыгрывал в цирке Олим-пик сценку «Меломан» вместе с Прайсом-младшим, сценку «Лошадь на свободе» (в цирке под этими терминами понимается номер, в котором артист, стоящий в середине арены, управляет дрессированиой лошадью при помощи длинного кнута-шамбарьера.) вместе с Альфано; Медрано исполнял сценку «Гильотинированный» вместе с Дюбоше в цирке Фернандо. Клоун менял партнера так часто, как этого требовала программа. Клоуны одного и того же цирка не чувствовали себя связанными общим интересом, «артельным» духом. После окончания интермедии каждый вновь обретал свободу и возвращался к исполнению других номеров на манеже. В те времена крепко сколоченные труппы артистов состояли почти исключительно из родственников: таковы были семьи Кьярини, Зиг-рист, Агимофф, Прайс, Арагон, Мазоли; бывали, правда, исключения, особые обстоятельства, когда артисты не могли выполнять свои упражнения один без другого. В программе сначала указывалось название интермедии и лишь затем приводились имена исполнителей.

Тони-Грэс по старой традиции чаще всего выступал один; излюбленным жанром артиста была пародия. Вот, например; одна из них: «Престидижитатор», запутанный фарс, свидетель, повествовавший о том, что у его автора была склонность к смешным недоразумениям и к веселой путанице.

- Дайте мне белый платок, - обращался Тони-Грэс к зрителям.

Кто-нибудь протягивал ему платок.

- Как видите, он ослепительно белый, - говорил клоун, показывая платок заинтересованной публике.

Потом, обращаясь к владельцу платка, Тони-Грэс спрашивал:

- Каким бы вы хотели видеть свой платок - желтым, голубым, зеленым, красным или оранжевым?

Зритель отвечал, и клоун прятал платок в свой белый шерстяной колпак.

- Итак, вы предпочитаете, чтобы он стал красным? -говорил Тони-Грэс. - Отлично, - продолжал он, совершая несколько кабалистических движений и вытаскивая платок из колпака, - для этого вам нужно будет только отнести его завтра к красильщику.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11