Грим его также отличается от того, какой запечатлела для нас обширная иконография. На бледном лице легкими мазками наложены две запятые карминного цвета, от которых верхняя губа кажется толще, над бровями - на припудренном лбу - черная ломаная линия. И быть может, в его непривлекательности следует действительно искать объяснение тому, что он позднее старался придать своему лицу выражение мрачного горя, подчеркивая опущенные углы рта, и с помощью приподнятых бровей - вертикальные морщины на лбу. Это - тот Футтит, которого рисовальщики изображали рассерженным и грозным, озабоченным или разгневанным, но редко улыбающимся и довольным. Презрительная гримаса Футтита стала опознавательной приметой тех, кто подражал ему, кто вдохновлялся его обликом. Аверино, Тонитофф, Палисс, Дельфа пытались достаточно самобытно, но с различной степенью удачи увековечить то, что можно назвать традицией Футтита.
Если даты дебюта Футтита в качестве клоуна верны, то ему в то время не было еще двадцати лет. Футтит избрал себе нелегкую задачу. Если не считать Медрано, Билли-Гайдена и Тони-Грэса, среди клоунов не было еще больших мастеров. Клоуна как комического артиста - если не говорить о его талантах акробата - никто не принимал всерьез, роль его считалась доступной для каждого. Многое, что могло показаться талантливым, на поверку оказывалось лишь трюком, необходимым для того, чтобы занять время, как-нибудь заполнить паузу между номерами. Немало артистов, обязанных в силу контракта исполнять роль клоуна до и после своего основного номера, старались сделать это как можно лучше, но отнюдь не стремились снискать себе успех, который вызвал бы у них желание и дальше выступать в роли клоуна. Для многих артистов сменить амплуа наездника на амплуа паяца казалось падением. Но у Футтита была тайная надежда победить сопротивление и тех и других и придать блеск амплуа, которое его сильно соблазняло. Молодой клоун очень дурно говорил по-французски, и его жаргон необыкновенно забавлял публику. Жители Бордо встретили его аплодисментами и признали в нем артиста; это позволило ему без больших опасений упорствовать в своих намерениях. Администрация цирка Контнненталь увеличила ему жалованье и целый год удерживала в своей труппе, пока -увы! - цирк этот не обанкротился, несмотря на успех Футтита. Футтит был приглашен в Лондон, в Ковент-Гарден, когда Большой Международный цирк под руководством Хол'лан-дера стал излюбленным рождественским аттракционом. В этом цирке выступали такие клоуны, как Даниэль, по прозвищу Забавник, и Чинкевалли, лучший жонглер того времени. Футтиту нелегко было сохранять своп позиции. Он выступал в составе труппы, насчитывавшей около тридцати клоунов, в обстановке жестокого соперничества, когда артисты яростно боролись за признание и за возможность сохранить заработок. |