Нет, положение Шоколада было вовсе не блестящим. Неуверенность в завтрашнем дне, отсутствие длительных ангажементов после того, как он расстался с Футтитом, повергли его в душевную тоску, от которой недалеко было до отчаяния. Арена Нового цирка была для него привычной почвой, и, несмотря на то, что он в молодости много скитался, бродячая жизнь была ему не по душе. Что мог он делать где-либо еще, кроме Нового цирка?
Больной, вынужденный заботиться не только о себе, но еще о жене и двух детях, Шоколад, которому уже начинали отказывать во всяком комическом даровании, обязан журналистам, привлекшим к нему внимание общественного мнения, тем, что он все же нашел себе работу. Он сохранил добрые отношения с Футтитом, который расстался с ним, чтобы выступать со своими сыновьями. Но от этого Шоколад был не менее расстроен. Все это произошло в 1905 году. Именно в этом году Ипполит Хук, который сменил Дон-валя на посту директора Нового цирка в 1897 году, в свою очередь уступил 4 июня 1905 года место Матвею Бекетову, который обосновался на улице Сент-Оноре со своим Большим русским цирком. Он располагал довольно многочисленной труппой клоунов: Адольф Олшанский, Гоберт Беллинг и Фипс, Альбано и Дэйл, женщина-клоун /Кербола, 'Гонитофф и Зей-ферт - все это были достаточно известные артисты, и Бекетов мог вполне обойтись без Футтита и Шоколада. Однако о них еще свежо было воспоминание у публики, и когда год спустя вновь возобновились представления Нового цирка (под руководством Жана Хука), они опять вернулись на привычную им арену, а в феврале 1907 года в программе снова фигурировала «Свадьба Шоколада». Матвей Бекетов дебютировал в качестве клоуна в Орле, в России. Двадцати лет он был ангажирован в труппу бродячего цирка, которая давала представления в различных городах России, Дании, Норвегии и Швеции. Там ему удалось создать себе имя, и он собрал вокруг себя целую группу наездников. Сам он сделался дрессировщиком и наездником высшей школы верховой езды. В 1900 г. он обосновался в Вене. В 1905 г. Бекетов арендовал помещение Нового цирка. «Публика помнит сюжет этого представления,-говорилось в сообщении для печати,-речь идет о законном браке клоуна Шоколада, столь любимого парижскими зрителями. Нормальное течение свадьбы нарушается группой студентов, которые похищают новобрачную и возвращают ее несчастному Шоколаду только после множества забавных приключений». Это - целая серия оплеух, замысловатых прыжков, полетов с лестницы, неистовых преследований, ужасных потасовок, и происходит все это на фоне жонглирования колбасами, бараньими ножками, сардельками; в конце концов вся компания оказывается в реке, куда гости кидаются, чтобы спасти новобрачную, которая, обезумев от всего происходящего, вздумала топиться. До сих пор невозможно установить, в какой мере эта «водяная буффонада» могла претендовать на новизну. Но то обстоятельство, что Шоколад играл в ней главную роль, доказывает во всяком случае одно: его участие еще давало сборы. |