Совершенно бесспорно, что без партнера, беспрекословно подчинявшегося Футтиту, искусство этого прославленного клоуна довольно скоро сделалось ограниченным. Шоколад тем охотнее покорялся авторитету Футтита, что не питал никаких иллюзий насчет собственных возможностей. Растерянный и неловкий и вместе с тем глубоко человечный, склонный к душевным порывам, Шоколад был в руках Футтита великолепным инструментом, из которого Футтит умел многое извлекать.

Сыновья Футтита изо всех сил старались ни в чем не походить на Шоколада; они, скрепя сердце, подчинялись манере представления, привычной для их отца, которую он склонен был им навязывать.

Вот почему Футтит, хотя он сам обучал своих сыновей в детстве, не встретил в них ни подчинения, ни понимания, которые были необходимы, чтобы упрочить его успех. Футтит мог бы преодолеть все эти трудности только в том случае, если бы он был гениальным артистом, если бы он обновил свою манеру игры, если бы он создал новый тип клоуна -менее властного, саркастического и злобного.

К тому же, чтобы играть малоприятную роль вечно униженного человека, требовалось такое душевное непротивление, такое беспрекословное подчинение, на какое был способен один только Шоколад; другого подобного примера - по крайней мере во Франции - история цирка не знает.

К своим сыновьям Футтит не проявлял такой неограниченной властности, какую он выказывал в отношении Шоколада. Что бы там ни говорили, но к родным относятся с большей мягкостью! Он разыгрывал с ними скетчи, забавные пари, шутливые сценки, которые всегда заканчивались триумфом рыжего, роль которого исполнял один из сыновей клоуна.

Футтит покинул цирк после того, как составил себе состояние.


Сын Шоколада также не мог сравниться в успехе со своим отцом. Впоследствии он добился признания, потому что был умен, ловок, остроумен и трудолюбив; однако успех этот продолжался недолго - только то время, пока сын Шоколада выступал вместе с Порто. А когда он под именем Таблетта начал выступать вместе со своим отцом, их дуэт оказался вовсе не забавен. В содружестве с собственным сыном Шоколад растерял остатки былой репутации. В 1913 году Шоколад работал вместе с Джеки. Он уже давно не появлялся на арене в костюме элегантного танцора из общества. Теперь Шоколад выходил

в обычном костюме рыжего.


В 1910 году Футтит владел собственным цирком, небольшим, малопривлекательным ярмарочным шапито. Вплоть до 1914 года Футтит жил озаренный последними лучами своей славы, которая время от времени помогала ему ненадолго возникать из забвения. Другие клоуны приобретали известность, затмевая былые успехи Футтита. Но журналисты и хроникеры усвоили себе своеобразную привычку: говоря о вновь появившихся крупных клоунах, они выражали сожаление о временах Футтита и Шоколада, артистов, которых они знали уже на закате их карьеры, но чей культ поддерживали с заранее обдуманным намерением - приписывать этим уже отошедшим в прошлое артистам большие заслуги, чем те, которые они признавали за современными артистами.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16