Футтит проявлял по отношению к Шоколаду безграничную, тираническую власть.
- Я хочу пить,- говорит Шоколад. - У вас есть деньги? - осведомляется Футтит. - Денег у меня нет. Тогда Футтит безапелляционно заявляет: - У вас нет денег? Значит, вы не хотите пить! Хорошо если, по своему обыкновению, он не прибавлял: - Шоколад, я вынужден дать вам пощечину. При этих словах в голосе Футтита всегда проскальзывали злобные нотки. В то же время самые банальные ситуации приобретали на арене, по милости Футтита, исключительную напряженность. Он придавал им возвышенный характер. Шоколад всегда был готов принять участие в игре с полной благожелательностью, которая была едва ли не важнейшим его качеством. Футтит великолепно чувствовал себя в мимодраме. В одной пантомиме Каран д'Аша он представлял облаченного в великолепно воспроизведенный костюм гренадера наполеоновской гвардии, стоящего на часах в русской степи; Футтит, на голову которого падал град белых клочков бумаги, изображавших снег, так правдив© передавал ощущение тоски и страха, что арена превращалась в безбрежные просторы России, и при виде белых листков бумаги публику мороз подирал по коже. Когда статист, одетый в серый сюртук и треугольную шляпу, проходил мимо обезумевшего часового, ситуация захватывала зрителей не хуже, чем в самых выразительных драмах. Но Футтит не ограничивал этим свой репертуар. Он испытывал особую склонность к исполнению женских ролей, и не было такого недостатка у современных ему дам, который он не стремился бы осмеять. Впервые он обратился к женской роли в пародии «Клеопатра», разыгранной в октябре 1890 года. После этого Футтит создал множество женских типов - хозяек постоялых дворов, субреток, компаньонок, кухарок с Елисей-ских полей; в 1910 году он выступил даже в роли суфражистки в сценке «Королева Нового цирка». И во всех этих ролях он выступал с неизменным успехом. Пародия «Клеопатра» в связи с ее явно карикатурными намеками вызвала протесты среди поклонников Сары Бернар. которая незадолго перед тем с триумфом выступила в роли Клеопатры на сцене театра Порт-Сен-Мартен. Футтит выходил в огненно-рыжем завитом парике, в точности воспроизводившем парик знаменитой актрисы. На шее у него были ожерелья, на грудь свисала золотая цепочка, на руках сверкали браслеты. Он пародировал Сару Бернар в сцене смерти: актриса появлялась на театральных подмостках с живой змейкой в руках, и Футтит размахивал на арене цирка резиновой змеей. Шоколад поддерживал его слабеющее тело. Переполнявшая цирк публика покатывалась со смеху, когда испустивший дух Футтит внезапно воскресал, вскакивал и начинал носиться по арене, подхватив шлейф своего платья. «Как это ни глупо, но когда Клеопатра, умиравшая с такой трагической красотой, внезапно воскресала и начинала отплясывать ригодон, - это производило необыкновенный эффект... успех пародии не уступал успеху трагедии о Клеопатре, каждый хотел увидеть Сару Бернар-Футтита в сцене воскресения! Скандальный успех пародии захватил весь Париж». |