Так в Амьене между артистами произошла знаменитая ссора, в которой уже не было ничего комического, она производила тягостное впечатление и грозила принять безобразную форму. Мы, пожалуй, удивим несведущего читателя, если скажем, что вражда между клоунами принимает порою неправдоподобные размеры и доходит до покушений на убийство. Но. в конечном счете, все улаживается. Кулисы мешают нам видеть то, что происходит за пределами арены.


Успех комического антре зависит от манеры и характера его исполнения, от мастерства артистов и от контакта между ними.

Манера исполнения определяется профессиональной подготовкой клоунов и их возможностями. Бывшие акробаты придают своему номеру акробатический характер; искусные в жонглировании, клоуны используют свои способности в этом жанре.

Мастерство артистов зависит от богатства их творческого воображения и от степени их таланта.

Мера контакта между артистами зависит от их сыгранности, достигаемой на репетициях в поисках наилучших приемов игры; и импровизация возникает чаще всего тогда, когда артистам не удалось прийти к полному взаимопониманию. Порою кажется, что смех в публике возникает стихийно; на самом деле это не так: артист заранее предвидит те моменты, когда напряженное внимание зрителей должно найти разрядку во взрыве бурной веселости, после чего они снова смогут воспринимать с живым волнением происходящее на сцене.

Наблюдая игру Илеса и Уолтера, можно было невольно прийти к выводу, что артисты ожидают моментов, когда публика вот-вот разразится смехом; однако смех не возникал. Иногда казалось, что им никак не удается насытить свое выступление юмором; порою, напротив, вялая манера их игры нарушалась столь искрометным остроумием, что оно скорее подавляло, нежели удивляло, поражало, но не восхищало. Артисты не достигли необходимого контакта. Случалось, что Маленький Уолтер в один и тот же вечер воплощал черты тех различных «Маленьких Уолтеров», различных комических персонажей, которые были им созданы на протяжении сценической жизни. И разве можно обвинять славного и добросовестного Илеса в том, что он не в силах был приспособиться к своему партнеру, наделенному столь удивительной способностью к мгновенному раздвоению личности. Выступая вместе. Илес и Уолтер не могли достичь той совершенной степени сыгранности, которая отличала такие пары клоунов, как Футтит и Шоколад, Антонэ и Беби, Манетти и Ром, Алекс и Порто; ведь такой контакт достигался в результате искреннего содружества, сознательного подчинения друг другу, духа товарищества и доброжелательства, полного отсутствия зависти.

Возможно, Чарли Илес и Маленький Уолтер пришли бы, в конце концов, к более глубокому взаимопониманию и достигли той степени гармонии, какую де Перродиль уже в 1889 году считал важнейшим условием успеха совместно выступающих артистов; тогда бы их отношения улучшились, что, кстати сказать, отвечало бы их общим интересам. Однако самолюбивый Илес предпочел расстаться с Маленьким Уолтером. Эмиль Луайяль, терпеливо ожидавший разрыва между партнерами, в близости которого он не сомневался, был вознагражден за свое долготерпение. Илес вновь обрел в Луайяле наиболее подходившего ему и, можно сказать, наиболее лояльного из своих партнеров.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7