Эмиль Луайяль был старшим из восьми детей циркового наездника Жоржа Луайяля, который после многолетних и успешных выступлений принял на себя обязанности режиссера в цирке Метрополь (Парижском цирке) и выполнял их столь достойно, что его имя стало нарицательным для обозначения всех режиссеров арены.

Эмиль Луайяль родился в Кельне 14 апреля 1886 года. Сначала он был жонглером, потом показывал гимнастические упражнения на брусьях, затем обратился к клоунаде. Эмиль Луайяль бы отпрыском одного из наиболее прославленных семейств цирковых артистов, представители которого выступали не только в Европе, но и в Америке; он отлично понимал, какие трудности надо преодолеть артисту, чтобы достигнуть положения выдающегося жонглера или наездника, и поэтому не видел ничего зазорного в том, чтобы перейти на более прозаическое амплуа циркового комика.

К тому времени, когда Луайяль дебютировал вместе с Иле-сом, разговорные антре уже заняли прочное место в репертуаре клоунов. Надо сказать, что они мало соответствовали вкусам Эмиля. В характере его дарования не было ничего, что позволяет уже с первых шагов комика на цирковой арене угадать в нем черты традиционного рыжего. Луайяль скорее выказывал склонность к эксцентрической манере игры: все в нем выдавало будущего эксцентрика - и жестикуляция и необыкновенно выразительная и забавная мимика.

Облаченный в широкую сорочку, незапятнанная белизна которой контрастировала с черным слишком коротким сюртуком и узенькими брючками, Эмиль, как его фамильярно называл партнер, с трудом издавал какие-то звукоподражательные восклицания, составлявшие поначалу весь арсенал его артистических средств. Роль Луайяля ограничивалась в то время односложными ответами, и Илесу приходилось, можно сказать, говорить за двоих; пока он своими остротами веселил публику и подготовлял комические эффекты, Луайяль помогал делу различными гримасами.

Для того чтобы быть хорошим рыжим, вовсе не обязательно обладать чувством юмора. У Луайяля был необыкновенно тонкий фальцет и смешные интонации, но он долгое время не решался использовать эти данные. А между тем в его голосе были заложены такие возможности вызывать смех, что ими не следовало пренебрегать. Потребовались настойчивость и авторитет Илеса, чтобы Луайяль понемногу осмелел и начал произносить немногие банальные фразы; мало-помалу артист привык не только жестикулировать, но и говорить на арене.

Выступать вместе с Луайялем Илесу было гораздо легче, чем с Маленьким Уолтером. В то время как с Уолтером ему приходилось все время быть начеку и принимать обличье самовластного клоуна, чтобы держать своего партнера в узде, с Луайялем Илес, напротив, преображался в добродушного клоуна. Исполнительская манера Луайяля не допускала резкого обращения с артистом, оказывать на него давление значило бы лишать игру Луайяля ее эффекта, подсекать крылья его фантазии, парализовать его удивительную мимику. И Илес держал себя на арене, как старший брат, терпеливо обучающий своего младшего брата мастерству. Поддерживаемый своим старым товарищем, Эмиль Луайяль преодолел все трудности и испытания, которые ожидают артиста в начале его карьеры, и впоследствии создал образ ненавязчивого комика, приятного, оригинального, отличающегося простодушием. Игра Луайяля трогала зрителя редкой безыскусственностью.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7