Внешний облик Эмиля Луайяля напоминал традиционного рыжего, созданного Маленьким Уолтером, который выходил на арену в клетчатом платье, сшитом не по росту. Грим Луайяля походит на грим того американского бродяги, с которым нас впервые познакомил Джо Джексон.

Облаченный в традиционный парадный костюм, Луайяль похож на молодожена, у которого вся одежда, за исключением цилиндра, как будто с чужого плеча: фрак слишком узок в талии, на животе пузырится вылезающая из штанов рубашка; зато белые перчатки на несколько номеров больше, чем нужно; его панталоны ниспадают складками на грубые башмаки, из-под них высовываются носки; этот странный наряд дополняется сломанным зонтиком.

Но в каком виде ни появляется Луайяль на арене -в клетчатом сюртуке или в смокинге, - он всегда выглядит франтовато. В своем пестром костюме с белой камелией в петлице, с длинными фалдами, болтающимися поверх низко спущенных панталон, Эмиль вызывает в представлении зрителя образ подвыпившего бедняка, который вырядился на последние деньги.

Луайяль вовсе не создает образ вульгарного кривляки. Он в высшей степени заботится о сохранении чувства меры и избегает всяких преувеличений.

Боязнь показаться смешным, свойственная Эмилю Луайялю до такой степени,что он в начале карьеры не решался пользоваться своим пронзительным, плохо поставленным голосом, вовремя умерила в нем стремление экстравагантно одеваться, чем грешат почти все рыжие, которые жаждут блистать на арене. Всякое преувеличение было бы губительно для облика того персонажа, который благодаря характеру дарования Луайяля при всей своей комичности сохранял благородство. Сколько других артистов губили достоинства создаваемого ими образа гримасами дурного вкуса, слишком пышным нарядом, злоупотреблением различными аксессуарами!

Луайяль всегда прост. Он естествен, а юмор его непосредствен. Он использует несколько трюков, которые, являясь общим достоянием, никого не задевают, но они характерны для исполнительской манеры Луайяля; он не порывает полностью с традицией разговорной клоунады, но и отказывается покорно следовать канонам англосаксонской комедии, зачастую весьма далекой от действительности. Галстук Луайяля, криво повязанный и пришпиленный английской булавкой устрашающих размеров, его темный пиджак и белый жилет с пуговицами величиной с блюдце- все это напоминает английскую пантомиму. Однако Луайяль не хочет изображать персонажи, ничем не отличающиеся от традиционных рыжих, вечно спешащих, едва переводящих дыхание отдаленных потомков Шоколада, которым так никогда и не удается сравниться со своим предком. В конце концов Луайяль утвердил на арене новый, довольно неожиданный комический персонаж: то был всегда довольный самим собой и окружающим рыжий-добряк, соглашавшийся со всеми и никогда не вступавший в спор.

Луайяль и Илес составляли весьма уравновешенную артистическую пару. Они удачно дополняли друг друга. Игра их отличалась тонкими нюансами, и зрителям казалось, что их воодушевляет общая идея. Многие поклонники циркового искусства находили, что Луайяль и Илес не уступали клоунам, прославившимся необыкновенно слаженной игрой.

В 1940 году Илес покинул Луайяля и начал выступать в составе трио Фрателлини, заменив в роли рыжего умершего Поля Фрателлини. Надо признать, что Илесу не только не удалось затмить память о Поле Фрателлини, но даже и сравниться с ним. Луайяль, который всю жизнь оставался верен Илесу, и на этот раз не захотел искать другого партнера. Он спокойно вернулся к своей прежней профессии комического жонглера.

Как известно, арена цирка - это такое поприще, где всякое добросовестное усилие рано или поздно вознаграждается, вот почему Эмиль Луайяль, сделавшись жонглером, проявил себя в этом жанре так же хорошо, как и в роли рыжего, и добился заслуженного признания. В начале зимнего сезона, в 1944 г., Луайяль выступил вместе с Маис-сом на арене цирка Медрано. Артист не утратил ни одного из своих талантов. Напротив, его комическое дарование сделалось еще более выразительным, Луайяль превратился в великолепного комедийного артиста.

Чарли Илес скончался 28 марта 1945 г. в больнице Биша, в Париже, куда он был доставлен после кровоизлияния в мозг, случившегося с ним в одном из кинематографов столицы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7