Никто после Саундерса не дает нам сведений относительно акклиматизации клоуна в Европе. Правление Наполеона не содействовало обмену наездниками и комическими актерами между манежами Англии и континента. Между тем Астлей переехал в Германию, а его цирком управляла жена до тех пор, пока он не был превращен в казарму. Исчезновение цирка Астлея позволило Франкони основать новый цирк. Астлей, горя желанием продолжать на родине деятельность, которая увенчалась таким успехом во Франции, повез в Лондон Клемана-Филиппа Лорана, сына Лорана, и Фортинелли -паяца, который выполнял необыкновенно смелые номера на лошади.

В те времена под именем клоуна еще не был известен новый персонаж, которому вскоре предстояло вытеснить из цирка тех, кого тогда именовали «комиками»: в Англии они ограничивались тем, что выполняли свою роль в пантомимах. Дикки Ашер, Сломан, Лоран и его ученик Саутби были прежде всего клоунами в пантомиме. Их шутливые номера исполнялись в Вестминстере и вошли в репертуар цирка Астлея.

Одна весьма интересная страница в небольшой книжке «Цирк Олимпик», 1817 года, принадлежащей перу г-жи Б..., рассказывает нам о появлении этого короля арены, который выступал тогда в обличье крестьянина в ставшем классическим номере с лошадьми. Героев этого фарса называют «клоунами», говорит автор книги и прибавляет: «Клоун - английское произношение латинского слова «colonus», означающего «крестьянин».

Слово «клоун», быть может, всего лишь фонетическое воспроизведение названия, которое было в свое время присвоено сценке с двумя действующими лицами: «Клод-крестьянин»; сценку эту разыгрывали на манеже, и она, возможно, называлась «Клоун-крестьянин».

В русских цирках эта сценка называлась «Мужик на лошади». Артист, одетый крестьянином и находившийся в зрительном зале, брался, подражая наездникам, простоять на лошади три круга. Заключалось пари. После нескольких комических эволюций крестьянин выигрывал спор. Потом он сбрасывал свой костюм и, оказываясь в трико наездника, проделывал ряд сложных и опасных упражнений.

Страницы 1 2 3 4 5 6