Несмотря на то, что Жан Гонтар был связан с цирком Франкони, он не упоминается как исполнитель ни при описании сценок, разыгрывавшихся на манеже, ни среди участников комических интермедий, ни среди наездников, выступавших в конных феериях. Он был комиком на арене цирка; это определение пришло на смену слову «паяц», которое до тех пор употреблялось для обозначения комического персонажа, выступавшего на манеже. Один из таких комиков в парижском цирке Астлея носил классическое одеяние французского Пьеро.

В конном номере, поставленном Астлеем, несколько клоунов выезжали на лошадях, а другие одновременно выбегали на арену; последнее обстоятельство немедленно вызвало протесты со стороны театров, которые упрекали Астлея в том, что он вступает в конкуренцию с ними. Астлей вышел из затруднительного положения, посадив всех клоунов на лошадей: они выезжали на арену, стоя на панно. Полиция не возражала против этой хитроумной проделки. Паяно - четырехугольное плоское седло, предназначенное для акробатических упражнений. В 1806 г. французское правительство запретило специальным указом всякого рода зрелищным предприятиям разыгрывать театральные сценки, при исполнении которых актеры находились на земле. Делалось это для того, чтобы государственные театры ни с чьей стороны не встречали конкуренции.

Участие Жана Гонтара в представлении ограничивалось той ролью, какую выполняет в наши дни в странствующих цирках клоун, шутки и выходки которого развлекают публику, пока лошадь и наездник отдыхают. Но Гонтар был настолько забавен, что в 1838 году Астлей-сын пригласил его в Англию, где представил зрителям как «первого комика и знаменитого французского буффона».

Комическое дарование Жана Гонтара было достаточным для того, чтобы он смог передать свои познания сыну Клоду. И династия Гонтаров просуществовала почти целое столетие: четыре поколения артистов выступали на арене цирков, правнук Жана Гонтара Феликс до самой смерти был клоуном.

Страницы 1 2 3 4 5 6 7 8