Грок в то время еще не был тем клоуном (следовало бы сказать - рыжим), появления которого в любом из парижских цирков было достаточно, чтобы туда сходились одновременно ценители, любопытные и снобы - иначе говоря, почти весь Париж. Он еще не выступал с номерами, отличавшимися полнейшей законченностью,- плодом долгой и терпеливой работы.
Грок был еще довольно жалок, когда выступал в шумном окружении нескольких рыжих в цирке Медрано. Он подготовил номер музыкальных эксцентриков, который оставил публику совершенно равнодушной и не принес исполнителям большого успеха. Но Грок упорно работал и в конце концов сделался недурным музыкантом; он прекрасно исполнял некоторые излюбленные и хорошо знакомые зрителям мелодии и мог вполне профессионально выступать в паре с другим клоуном. Со своей стороны и Антонэ еще не числился среди звезд международного масштаба. В нем пока не было ничего, что могло бы заставить Грока оробеть. Кто из них предложил другому сотрудничество, установить трудно. Взаимоотношения двух этих артистов, которые публично держали себя так, что никто не имел оснований заподозрить их в чувстве зависти друг к другу, несколько раз омрачались серьезными разногласиями; однако и Антонэ и Грок были крайне сдержанны, и мало что известно об их содружестве и о причинах их разрыва. Как пишет Беби в своих «Мемуарах», совместная работа с человеком, тонкость игры которого заразительна, а нервозность порождает вдохновенную, постоянно обновляющуюся манеру исполнения, давала Гроку возможность плодотворного соревнования. Общность интересов и общий успех не уменьшали их стремления проявлять свою артистическую индивидуальность. И хотя они сохраняли различные взгляды на то, как следует разыгрывать антре, Гроку еще слишком многому надо было научиться у Антонэ, чтобы превзойти его. Они избегали противопоставлять себя друг другу. Антонэ всегда заставлял своих партнеров все подчинять успеху номера, с которым он нередко смешивал собственный успех, и вынуждал Грока покоряться правилам, подчас вовсе не относящимся к дисциплине, вызываемой интересами клоунады. Грок мирился с этим как с необходимостью, потому что питал надежду вырваться в конце концов из подчинения и достичь сияющих вершин мастерства. Выступая один, артист тем более опьяняется своим успехом, что сознает: он обязан одержанной победой лишь самому себе и не должен делить ее ни с кем. Когда Грок почувствовал, что больше не нуждается в Антонэ и может отважиться самостоятельно испробовать свои силы, он расстался с партнером; непосредственной причиной их разрыва послужило столкновение личного характера. Несмотря на одаренность артистов, выступления Антонэ и Грока прошли в Париже почти незамеченными, но породили множество анекдотов в среде, где оба пользовались уважением. Артисты вызвали гораздо больший интерес к себе и большее любопытство после первой мировой войны, когда они вновь появились на аренах парижских цирков. Бесспорный успех пришел к Антонэ с того времени, когда он начал выступать вместе с Аристодемо Фредиани, по прозвищу Беби. |