Несомненно, что большая часть всех этих занятий выдумана, подобно тому как Грок выдумывал, будто он читал «Жизнеописания великих людей» Плутарха или книгу «Жизнь и мнения Тристрама Шенди», принадлежащую перу Лоренса Стерна.

«Я хвастался, будто читал эти книги, так как думал, что это прибавит мне интересности».

Высказывая критические замечания о воспоминаниях Грока, мы хотим призвать к осторожности тех историков цирка, которые в будущем захотят черпать данные в его «Мемуарах».

Адриен Веттах, по прозвищу Грок, был внуком крестьянина из Бернской Юры (Швейцария). Все в роду Веттахов были крестьянами и пастухами. У бабки Адриена была только одна страсть- скотина.

Мать Адриена, уроженка Невшателя, умела играть на фортепьяно. Его отец Адольф не только ходил за коровами, но и чинил самые ветхие часы. Он считался замечательным гимнастом и метким стрелком; целых четырнадцать лет он был учителем гимнастики и занял первое место на стрелковых состязаниях в своем кантоне.

Адольф несколько раз присоединялся к бродячим циркам, которые выступали в округе. Однажды он исчез из дому, и родители разыскали его в цирке Маринелли, в Бьенне.

Женившись, Адольф занялся ремеслом часовщика, но тоска по цирку не оставляла его. Однажды он получил ангажемент в цирке Маринелли на время празднеств; Адольф выступал в труппе воздушных гимнастов, работавших на трапеции.

Его жена, предупрежденная о намерениях мужа, которые она считала слишком эксцентричными, явилась на представление, несмотря на то, что была беременна, а путь ей пришлось проделать немалый. Она окликнула супруга как раз в ту минуту, когда он собирался оттолкнуться от мостика, что не помешало ему успешно проделать все упражнения с полным удовольствием. Он наотрез отказался порвать дружеские отношения, связывавшие его с Риконо и Францем Ветцелем, зятьями Маринелли, которые управляли цирком после смерти своего тестя.

Через несколько месяцев родился маленький Адриен.

По милости Франца Ветцеля юный Адриен приобщился к профессии циркового артиста: летом он разъезжал с цирком, а зимой, в пору мертвого сезона, возился с реквизитом, который лежал в сарае его отца.

Подробности, которые сообщает о жизни Грока в этот период его биограф У. Дишер, расходятся с «Мемуарами» самого Грока. Мы не беремся уточнять, где истина. Точно так же различные превратности судьбы и переезды, в результате которых семейство Веттах покинуло родную ферму и переселилось в город, где глава семьи открыл ресторан, не имеют никакого отношения к артистической судьбе Грока. Не имеют к ней отношения и прочие события, в результате которых ресторан уступил место заводу, а Швейцария - Венгрии, равно как и многочисленные занятия Адриена и выпавшие на его долю невзгоды. Поэтому мы не станем останавливаться на них.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18