Время и в самом деле бежит. Сознание того, что он находится на верном пути, побудило Грока ничего не оставлять на волю случая, все предусматривать, все изучать, все пробовать, чтобы еще улучшить исполнение своего номера. Год от года он дополнял его, углублял, придавал ему такой ритм, который не допускал ни купюр, ни замедления темпа. В двадцатые годы, выступая в мюзик-холлах Альгамбра и Олимпиа, Грок исполнял свой номер в продолжение тридцати - тридцати пяти минут. В 30-е годы номер этот длился около часа. Чтобы добиться этого, Гро-ку, который не решался пожертвовать ни одной из своих находок из боязни разрушить композицию номера, пришлось усилить различные нюансы, умножить перипетии. Он отобрал из цирковых приемов те, что могли обогатить действие. Он максимально использовал свои небольшие познания в акробатическом искусстве. Прежде антре «Концертино» было самым банальным музыкальным антре; теперь оно приняло акробатический характер, обогатилось упражнениями, требующими сохранения равновесия. Эти упражнения - своего рода маленький шедевр: Грок сидел на провалившемся под его тяжестью сиденье, потом подпрыгивал и внезапно оказывался на спинке стула; тут он, сидя по-турецки, сохранял равновесие.

Множество других фантастических проделок прерывают и варьируют ход номера, не нарушая его общей гармонии: то это неистовый вальс, исполняемый вприсядку со стулом в руке, то какой-то демонический танец, такой стремительный, что худые ноги артиста напоминают механические щупальцы, то сальто, то пируэт, которые Грок совершает во время исполнения какой- , нибудь скрипичной пьесы, причем «такая малость» не заставляет его прерывать игру... И все это делается с необычайной легкостью и естественностью, почти незаметно, без подчеркнутых эффектов, все это необыкновенно разнообразно, но отличается таким чувством меры, точностью, сдержанностью, какие присущи подлинному артисту.

Для того чтобы с успехом исполнять такой номер, требуются многолетняя работа, долгие раздумья и опыт; мастерство артиста достойно всяческого уважения, ибо оно - результат упорного труда; его искусство исполнено очарования, его причудливая и лукавая душа придает исполнению оригинальный ритм и неповторимый колорит.

Что служило Гроку аксессуарами? Музыкальные инструменты. Он - прежде всего музыкант. Он буквально оживает, едва начинает играть на каком-нибудь музыкальном инструменте: на фортепьяно, концертино, скрипке, кларнете. Смех прекращается. Зрители вслед за артистом позволяют музыке очаровывать их, подчинять их себе. Как вдруг внезапный пируэт возвращает их в мир фантазии клоуна.

Находящийся на арене персонаж - одновременно такой цельный и необычный, такой человечный и фантастический -ко всему еще одержим пылкой страстью. Совершая самые отчаянные проделки, этот буффон продолжает испытывать властное, мучительное," колдовское влияние демона музыки, которому он всецело подчиняется... Грок не только удивительный виртуоз, он - эмоциональный и чарующий музыкант... И перед нами раскрывается его истинная натура, когда в конце номера робкий и серьезный, взволнованный, он торжественно и почти смиренно, с какой-то чуть ли не трагической тревогой исполняет заключительную мелодию, перед тем как скрыться с наших глаз.

У Грока - оставляя в стороне его гениальность! - все подчинено расчету, все строго дозировано; натура сына часовщика, можно сказать, проявляется в той тщательности, с какой он исполняет свои упражнения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18